Признаки не работающей помпы (может кому-то будет интересно и полезно)
После хороших покатушек и получения удовольствия (www.drive2.ru/l/579753515824448502/), иногда всплывают слабые места в авто, к сожалению последние покатушки оказались именно такими… А именно, после очередного дрыУта, я увидел, что начала подниматься температура ОЖ, я конечно же поехал продуть машину и включил печку на всю ииии… это не помогло, температура росла дальше, в итоге заглушил авто и пошёл смотреть, что не так. Сначала подумал, что не сработал электро-вентилятор, скинул с датчика фишку, замкнул контакты и вентилятор заработал, вот оно, подумал я — наверно сдох датчик температуры и поехал с принудительно включенным электро-вентилятором, но… это не сильно помогло и если крутить больше 2000об температура снова росла, поэтому поехал тихонько на 5ой передаче 50км/ч, при этом температура антифриза плавала 100-105 градусов, а температура масла в районе 80 градусов. (На всякий пожарный меня с тросом на готове сопровождал 6blk , за что ему спасибо!). После того как въехал в город, там светофоры, перекрёстки, разгон-торможения, температура начала подниматься ещё выше, пришлось пару раз глушить и стоять остывать. Кое как добравшись домой, поставил авто и пошёл думать в чем причина.
В итоге решил поменять помпу и термостат. Заказал помпу и поехал на тёплый гараж (спасибо Сане за гараж и помощь).
И достав помпу, подозрения подтвердились:
А все потому, что я сЫканомил на помпе при замене грм и решил не менять её, типо — оригинал же, ещё походит…
После таких приключений захотелось установить дополнительную электро-помпу…
Симптомы неправильной работы автомобильной помпы
Водяной насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости (ОЖ) в двигателе для предотвращения перегрева. Если помпа неисправная, начинается утечка антифриза из прокладок или уплотнений. Это уменьшает количество антифриза, доступного для охлаждения мотора. В радиаторе, патрубках образуются воздушные пробки. Они замедляют темп движения тосола. В результате силовой агрегат перегревается, получает серьезные повреждения. Последствия — деформация головки блока цилиндров (ГБЦ), прогар прокладки, задиры на цилиндрах и поршнях.Поэтому важно проверить наличие признаков неисправности помпы, заменить ее.
Устройство водяного насоса
Основная задача насоса — обеспечить постоянную циркуляцию охлаждающей жидкости от радиатора к блоку двигателя, ГБЦ и шлангам. Результат — поддержание оптимальной рабочей температуры. Помпа обычно приводится в действие ремнем от шкива коленчатого вала. Она состоит из корпуса, приводного вала, шкива, крыльчатки. Сальник не дает тосолу вытечь наружу, а подшипник отвечает за гладкое вращение вала внутри корпуса.

Принцип работы помпы основан на появлении центробежной силы при вращении лопастей крыльчатки. Насос создает «водоворот», принудительно проталкивает тосол по системе охлаждения. Жидкость под большим давлением проходит по «рубашкам» вокруг двигателя, потом направляется в радиатор для охлаждения. Затем цикл повторяется. Лишнее тепло уходит в антифриз, а ребра радиатора отдают энергию в окружающую среду.
Место установки помпы зависит от марки, модели автомобиля. Но есть общий подход. Водяной насос монтируют на передней стороне силового агрегата, рядом со шкивом коленчатого вала. Именно он приводит в движение крыльчатку. Порой агрегат находится под крышкой, скрывающей приводные ремни. В большинстве случаев помпа открыта. Поэтому снять ее легко. Только после ремонта придется настраивать синхронизацию газораспределительного механизма (ГРМ).
Типичные неисправности помпы
Судя по нашему опыту, у автомобильного водяного насоса есть характерные проблемы. Это ослабление привода, деградация уплотнительных прокладок, неисправность подшипника и поломка крыльчатки. Каждый дефект не добавляет мотору «здоровья». Нужна своевременная диагностика, чтобы определить проблему.
Ослабление или отказ привода
Существуют три типа приводов помпы, которые соединяют ее с двигателем и позволяют обеспечить стабильную циркуляцию охлаждающей жидкости. Есть зубчатый, ременной и электромагнитный приводы.
В зубчатой передаче используют ремень с выступами, которые входят в зацепление со шкивом водяного насоса. Это обеспечивает точное, синхронизированное движение крыльчатки. В ременном приводе применяют плоский или клиновидный ремень, который «обматывается» вокруг шкива помпы. Простой, гибкий способ передачи. Главная деталь электромагнитного привода — электродвигатель, который запускает крыльчатку независимо от мотора. Это позволяет помпе работать только при необходимости, снижает нагрузку на коленчатый вал.

Привод может ослабнуть из-за износа, неправильного натяжения, перекоса или механического повреждения. Признаки ослабления: визжащие или ноющие звуки, перегрев, утечка антифриза или снижение производительности помпы. Порой видны отслоившиеся нитки, трещины. Если привод проскальзывает, это сильно снижает коэффициент полезного действия (КПД) циркуляционного насоса.
Чтобы восстановить функционал нерабочей системы охлаждения, необходимо определить тип привода и причину ослабления. В зависимости от ситуации можно отрегулировать натяжение, выровнять шкивы, заменить ремень или всю помпу. Особенно много проблем возникает с электромагнитным приводом. Для его диагностики надо проверять электромотор, датчики, электронный блок управления (ЭБУ). Непростая задача для владельца машины без опыта работы с электрикой и электроникой.
Деградация прокладки
Прокладка помпы — это уплотнительный материал, способный предотвратить утечку тосола из корпуса. Обычно его изготавливают из резины или металла. Со временем прокладка изнашиваться под воздействием трения, тепла или давления. Когда уплотнитель дает течь, это приводит к перегреву двигателя, потере охлаждающей жидкости. Некоторые признаки разрушения материала прокладки:
- видимые трещины, отверстия или разрывы;
- подтекание антифриза из‐под автомобиля;
- низкий уровень ОЖ в расширительном бачке или радиаторе;
- пар или дым из моторного отсека;
- перегрев силового агрегата.
Если прокладка помпы деградировала, ее необходимо заменить, чтобы восстановить нерабочую систему охлаждения. Это поможет предотвратить дальнейшие повреждения. Первым делом надо дождаться, пока мотор остынет. Через полчаса нужно слить весь тосол из системы, если он там еще остался. Затем советуем отсоединить привод, выкрутить крепежные болты. На корпусе водяного насоса и месте «стыковки» останутся прикипевшие следы старой прокладки. Их лучше очистить с помощью плоской отвертки, а потом затереть проблемные места мелкой наждачной бумагой. Если прокладка из жесткого материала, то ее стоит смазать герметиком, эластичные материалы не нуждаются в дополнительной обработке. Останется закрутить болты. Главное — делать это равномерно, без пережима.

На некоторых машинах (Renault Duster) болты необходимо смазывать герметиком, поскольку они напрямую встроены в систему охлаждения и могут протекать после фиксации.
После установки новой прокладки надо залить в контур охлаждающую жидкость до нормы, запустить мотор. Если уровень антифриза не падает, а на поверхности водяного насоса нет подтеков и следов протечки, значит замена уплотнителя прошла успешно.
Поломка подшипника
Подшипник помпы — это устройство, которое поддерживает вал в корпусе, позволяет ему плавно вращаться. Подшипник ломается и стучит из‐за естественного износа, коррозии, перегрева или загрязнения абразивными частицами. Типичные признаки неисправности:
- громкий скрежещущий или визжащий звук, исходящий из области водяного насоса;
- утечка охлаждающей жидкости из сальника или прокладки;
- перегрев двигателя или колебания указателя температуры.
Если подшипник деградирует, помпа не сможет должным образом «проталкивать» тосол по контурам. Вал теряет правильную центровку, повреждается сальник, антифриз вытекает наружу.

В некоторых водяных насосах подшипник можно заменить самостоятельно. Но понадобится оправка для выпрессовки, минимальные навыки работы с инструментами.
Разрушение крыльчатки
Рабочее колесо — это вращающийся компонент в конструкции центробежного насоса, который передает энергию от маховика к антифризу. Оно состоит из основы и лопастей, которые делают «водоворот», вращаясь, чтобы переместить жидкость из корпуса в точку нагнетания. В помпе крыльчатка распределяет тосол по всей системе охлаждения машины. Существует два основных типа лопастей:
- Пластиковые. Состоят из композитных материалов, легкие но недостаточно прочные.
- Металлические. Изготовлены из стали, чугуна или алюминиевого сплава.
Пластиковые лопасти создают меньший риск повреждения блока двигателя или головки цилиндров в случае поломки. Они менее склонны к образованию острых кромок или осколков, способных поцарапать или пробить поверхности. Полимерные крыльчатки почти не вызывают кавитации — явления, при котором в жидкости под воздействием низкого давления образуются и схлопываются пузырьки, создавая ударные волны. «Микровзрывы» могут разрушить саму крыльчатку, выдавить сальник насоса. Зато пластмассовые лопасти более склонны к поломке из‐за теплового напряжения, износа или удара о посторонние предметы в охлаждающей жидкости. Они порой деформируются под воздействием высоких температур или давления, что снижает их эффективность, производительность.
Виды крыльчаток водяного насоса
Металлические крыльчатки при разрушении часто повреждают блок или головку мотора. У них острые края или осколки, которые царапают, пробивают поверхности. Лопасти создают высокий риск возникновения кавитации, особенно если они плохо сбалансированы или не выровнены относительно вала. Зато металлические рабочие колеса менее склонны к поломке из‐за теплового напряжения, износа или ударного воздействия. Они легко выдерживают высокую температуру и давление, не деформируются, сохраняют эффективность, производительность. Лопасти ломаются по таким причинам:
- неправильная установка или выравнивание относительно вала;
- чрезмерная вибрация от насоса или двигателя;
- загрязнение или коррозия охлаждающей жидкости;
- засорение или закупорка магистралей, патрубков;
- изношенные, поврежденные ремни или шкивы.
Признаком поломки крыльчатки может стать звук трения или грохота внутри помпы. Еще один типичный симптом — высокая вибрация насоса при работе силового агрегата. Это говорит о том, что лопасти деформировались, потеряли центровку. Биение вызывает вибрацию, разрушает подшипник и сальник на валу. Со временем появляются отверстия, сквозь которые уходит антифриз. Мотор перегревается.
Только после демонтажа водяного насоса можно понять, что дело в крыльчатке. На поверхности будут видны сколы и трещины. Характерным симптомом станут сломанные лопасти. Для восстановления нерабочей помпы надо заменить крыльчатку, если конструкция разборная. Одновременно понадобится установить новый подшипник и сальник. Потому что из‐за биения элементы быстро приходят в негодность. Подшипник стоит покрыть густой смазкой.
Последствия отказа водяного насоса
Система охлаждения перестает работать без принудительной циркуляции. Тосол застаивается в магистралях. Тепловая энергия не находит выхода. Неисправность помпы приводит к плохим последствиям:
- Перегрев двигателя. Без водяного насоса охлаждающая жидкость не может циркулировать должным образом. Температура мотора быстро повышается. Это приводит к повреждению патрубков, шлангов, ремней, уплотнений и датчиков. Перегрев вызывает потерю мощности, большой расход топлива, увеличение вредных выбросов в атмосферу.
- Деформация прокладки головки блока цилиндров. Прокладка ГБЦ — уплотнение, которое не позволяет охлаждающей жидкости и маслу смешиваться, просачиваться в камеру сгорания. Когда двигатель перегревается, прокладка деформируется или прогорает из‐за высокого давления, температуры. Это приводит к утечке охлаждающей жидкости или масла в цилиндры. Результат — белый дым из выхлопа, эмульсия на пробке маслозаливной горловины.
- Задиры на цилиндрах. Гильзы — каналы, где поршни двигаются вверх и вниз для создания компрессии. Цилиндры покрыты тонким слоем металла, который уменьшает трение, износ. При перегреве защитное покрытие плавится или расслаивается, образуя борозды, царапины. Это снижает эффективность, производительность мотора, а также увеличивает расход масла.
- Разрушение цилиндропоршневой группы. ЦПГ — это сердцевина силового агрегата, которая преобразует энергию сгорания топлива в движение. Поршни крепятся к шатунам, соединяются с коленчатым валом. При перегреве поршни расширяются, застревают в цилиндрах или отламываются от шатунов. Это приводит к громкому стуку, потере мощности, полному отказу двигателя.
Советуем не затягивать с диагностикой. Иначе силовой агрегат потребует дефектовки, дорогого ремонта. Кроме цилиндропоршневой группы разрушится газораспределительный механизм: погнутся клапаны, коромысла и гидрокомпенсаторы, а распредвал получит повреждения.
Периодичность замены помпы
Рано или поздно водяной насос выходит из строя по естественным причинам. Смазка вымывается из подшипников, они приходят в негодность. Сальники истираются, дают течь. Крыльчатка ломается. Есть негативные факторы, влияющие на ресурс помпы:
- состояние, обслуживание системы охлаждения;
- манера вождения, дорожное покрытие;
- качество и производитель детали;
- пробег, возраст автомобиля.
Средний срок службы составляет около 160 000 километров пробега или 10 лет эксплуатации, в зависимости от того, что наступит раньше. Оригинальная деталь будет работать гораздо дольше, чем заменитель сомнительного качества. Для предотвращения проблем с помпой советуем соблюдать рекомендации по профилактическому обслуживанию. Надо регулярно проверять уровень антифриза в системе, доливать, если ниже нормы. Лучше промывать радиаторы и контуры каждые 50 000 км пробега или раз в 2 года. Это поможет избавиться от коррозии, выровнять давление внутри системы.
Периодичность замены водяного насоса
Следуя этим советам, вы сможете продлить срок службы водяного насоса, обеспечить бесперебойную, эффективную работу авто.
Выводы
Если в машине неисправная помпа, не стоит пытаться заниматься диагностикой и ремонтом самостоятельно, если нет соответствующих навыков. Водяной насос — жизненно важная часть системы охлаждения, и если он выходит из строя, двигатель перегревается, получает серьезные повреждения. Замена детали требует специальных инструментов. Это долго и сложно. В зависимости от состояния вашего автомобиля, потребуется замена и других деталей, таких как ремень ГРМ, прокладки или шланги.
Профессионалы сделают работу быстрее и эффективнее. Они убедятся, что система охлаждения машины функционирует должным образом. Мастера проверят, нет ли утечек или признаков износа, будут использовать качественные запчасти, совместимые с вашей моделью автомобиля. Обратившись в сервисный центр, вы избавите себя от хлопот и риска, связанных с самостоятельной работой, продлите срок службы силового агрегата.
Не ждите, пока станет слишком поздно. Если в автомобиле сломалась помпа, приезжайте в автосервис. У сотрудников СТО есть опыт, оборудование и знания, чтобы справиться с любой проблемой.
Как проверить помпу на неисправности – три способа
Помпа – это запчасть невидимого фронта. Она трудится в недрах мотора, обеспечивая его охлаждение, а результаты ее работы заметны только по показанию стрелки на индикаторе температуры охлаждающей жидкости. А еще помпа коварна, это относительно недорогая запчасть (хотя цена зависит от конкретной модели авто, некоторые дорогие), но менять ее накладно, потому что для этого приходится многое разбирать. Особенно это ощущается на автомобилях с ременным приводом ГРМ, ведь чаще всего в таких автомобилях ремень ГРМ и крутит помпу. Но и в тех машинах, где привод идет отдельным ремнем, все равно мороки для замены водяного насоса много.
Слева старая, справа новая водяная помпа двигателя
Эта особенность выработала у разумных водителей определенное правило – лучше поменять помпу заодно во время масштабного ТО или иных работ (чаще всего это замена ремня ГРМ), чем потом менять водяной насос отдельно. Стоимость замены помпы при снятом приводе ГРМ на порядок дешевле, чем отдельные работы по замене только помпы. Некоторые водители предпочитают вообще менять помпу при каждой смене ремня (например, раз в 60-80 тысяч километров), но это кажется перебором. Ресурс помпы вещь непредсказуемая, он зависит от конкретной модели, грамотной эксплуатации (помпы очень не любят антифриз другого типа, а также различные смешивания) и банального везения. Даже на одной модели автомобилей помпы выходят из строя на разных пробегах, буквально – от десятков до сотен тысяч километров.
Чтобы не переплачивать и не менять деталь, которая может еще служить и служить, мы бы предложили придерживаться такого алгоритма: при каждом серьезном разборе газораспределительной системы или иных масштабных работах в районе помпы обязательно проверять ее состояние. Если найдутся хоть малейшие признаки неисправности, то помпу превентивно менять. Да, может она бы еще послужила, но то, что протянула бы до следующих масштабных работ уже не факт. Если никаких вопросов к водяному насосу не будет, то можно дать ему поработать еще один срок.
Ремень ГРМ
Так как же определить признаки неисправности?
1. Прогреть мотор и на работающем двигателе пережать рукой верхний патрубок от радиатора. В патрубке должна ощущаться сильная и ритмичная пульсация охлаждающей жидкости. Если импульсы будут слабые, редкие или вообще отсутствуют – это показание для замены помпы. У водяного насоса может, например, начать разваливаться крыльчатка. До поры до времени этого не будет заметно, однако эффективность работы системы охлаждения неминуемо снизиться и под нагрузкой двигатель может закипеть. Способ проверки, конечно, несколько субъективный, но он доказал свое право на жизнь.
Патрубок радиатора
2. Осмотр места установки. Чаще всего помпа не разрушается физически, а начинает течь в районе уплотнительной резинки. Поэтому-то мы и рекомендуем производить оценку водяного насоса при масштабных работах под капотом – там и так многое будет разобрано и появится возможность осмотреть помпу визуально. Тут все просто – любая течь, признаки или хоть какие-нибудь намеки на нее, то помпу сразу нужно менять. Если течет несильно, то уход охлаждающей жидкости по уровню в бачке можно не отследить, но со временем такая течь наверняка будет прогрессировать и до следующей «безболезненной» замены помпа не доживет.
Течь помпы
3. Проверка люфта. Третье, что нужно исключить при проверке помпы – проблемы с подшипником. Особенно это актуально для автомобилей с ременным приводом ГРМ, ведь для них заклинившая помпа может обернуться ремонтом головки блока двигателя из-за встречи клапанов с поршнями. Но даже и без «клина» с расшатавшимся подшипником помпа – не жилец. Любые люфты – явный показатель к замене.
Проверка люфта помпы
Безусловно, никакие проверки и диагностики не дадут 100-процентную гарантию, что помпа доживет до очередного масштабного ТО, однако ресурс этих агрегатов на большинстве моделей автомобилей сегодня велик. При интервале замены ремня ГРМ в 60-80 тысяч километров многие помпы легко переживают два, а то и три ремня. Менять водяной насос при каждой замене ремня в такой ситуации – расточительство. Как нам кажется, тщательно проверить помпу в момент работ и оставить на еще один срок запчасть к которой нет вопросов – более рациональный подход. Но при этом, если появились хоть малейшие подозрения на то, что с помпой что-то не так, то лучше ее поменять сразу – дешевле выйдет.
Неисправности помпы: причины и признаки
Помпа представляет собой важный элемент системы охлаждения и отопления в автомобиле, что говорит о необходимости ее постоянной, непрерывной работы в должном виде. При этом часты ситуации, когда водяной насос начинает выполнять заявленные функции не так, как было в начале, и это может проявляться по-разному. Уместно в данном случае упомянуть существенный люфт вала самой помпы, видимые нарушения относительно герметичности изделия или другие дефекты, которые проявляются из-за износа основного прибора. При обнаружении подобных признаков можно уверенно говорить о том, что водяной насос не работает должным образом, а значит, требует ремонта или замены.
Признаки, при наличии которых можно говорить о неисправности помпы
На практике известно шесть факторов, которые засвидетельствуют угасание работоспособности помпы. Перечислим, а также кратко охарактеризуем каждый из этих пунктов:
- Появление посторонних шумов, не характерных для первоначальной работы насоса. Следует прислушаться, возникают ли при включенном состоянии насоса непривычные, нечистые звуки, напоминающие срежет или небольшое завывание. Наличие таких шумов практически гарантированно говорит о том, что подшипник истерся до такой степени, что при каждом вращении помпы крыльчатка задевает ее корпус. При таких обстоятельствах требуется замена вышедшего из строя подшипника.
- Существенный люфт шкива водного насоса. Причиной тому служит временной износ всего устройства, а также различного рода механические повреждения. Первым во всей конструкции помпы из строя часто выходит подшипник, как наиболее задействованный элемент системы. Проверить наличие люфта можно с помощью пальцев – имеющиеся пространственные зазоры легко обнаружить и тактильно прочувствовать.
- Утрата комплексной герметичности, как следствие, появление протечек. Основные локации протечки располагаются в основании уплотнителя, но антифриз также может подтекать из других мест – крыльчатки или насосного корпуса. Места подтеков можно увидеть в виде масляных или мокрых пятен непосредственно на полу/земле под машиной, либо в полости пространства под капотом.
- Стоящий запах антифриза в воздухе. Характерный, стойкий запах незамерзающей жидкости можно ощутить при каждом открытии капота автомобиля, но и в самом салоне, потому что в него будут постоянно исходить соответствующие испарения через вентиляционную систему. Запах имеет сладковатые терпкие оттенки, смешанные с долей спиртовых паров.
- Отклонение вращательных центров крепления. Этот признак в особенности касается системы газораспределительного механизма и шестеренок его привода или роликам натяжения. Отклонения от ровной нормы можно увидеть, приложив параллельно к помпе и роликам линейку, сантиметровую ленту или другой ровный предмет.
- Непрерывное и стремительное повышение температуры рабочего двигателя во включенном состоянии. Сигнальный индикатор на приборной панели транспортного средства скажет о повышении температуры самого двигателя, а также влитой незамерзающей жидкости. Когда температура доходит до отметки кипения, от тосола может начать исходить характерный горячий пар. Если такое происходит, степень опасности такой неисправности относится к критичным, и пользоваться автомобилем с такой проблемой строго запрещается по причинам угрозы безопасности водителя и лиц вокруг.
Если Вы как водитель обнаружили хотя бы один из названных выше признаков, рекомендуем обратиться в проверенный сервисный центр за проведением положенных диагностических мер. Некоторые из перечисленных факторов настолько серьезны, что их игнорирование приведет к существенному перегреву устройству и подвергнет серьезной опасности участников движения на дороге, включая самого водителя. Специалисты сервисной мастерской смогут выявить причины имеющихся «симптомов», а также предпримут нужные меры для исправления поломок.
Причины неисправности помпы
Каждого владельца транспортного средства так или иначе интересует ответ на вопрос о том, почему помпа может начать работать неправильно. При том нередко несведущими остаются не только начинающие водители, но также весьма опытные автолюбители со значительным стажем. И тем, и другим, будет полезно узнать о том, по каким объективным причинам выходит их строя одна из основных деталей машины – водяная помпа. Перечислим основные из них:
- Выход из строя насосного подшипника. Главная причина этому – банальное течение времени, которое вызывает существенное истирание материалы подшипника, из-за чего он перестает беспрепятственно проходит круги вращения помпы. Процесс устаревания этой детали может быть ускорен такими действиями, как усиленная, чрезмерная натяжка ремня, которая создает излишнее напряжение. Также это может произойти из-за попадания антифриза на пары трения при контакте подшипника с корпусом помпы, возникающем при отсутствии герметичности прокладки.
- Отхождение манжет, изменение уровня уплотнения. Из двух элементов уплотнения помпы (сальника и манжет) именно сальник-прокладка первее всего подвергается непоправимому износу. Основной тому причиной выступает временной износ, а также естественное дубление резиновых компонентов. Обычно первым ломаются уплотнительные элементы, изготовленные из более дешевых, некачественных материалов.
- Несоосность крепления. Эта особенность касается системы газораспределительного механизма и его приводных механизмов или натяжных роликов. Отклонения от даже сейчас можно увидеть, приложив линейку, сантиметровую ленту или другой гладкий предмет параллельно насосу и роликам. Может возникать вследствие некорректного монтажа, а также из-за неплотного прилегания фиксаторов к блоку двигателя. Также частой причиной формирования аналогичного рода дефектов может служить знакомый многим заводской брак, исключить который полностью в сегодняшних условиях производства представляется весьма затруднительным.
Снижение производительности насоса, и соответственно, снижение давления в системе охлаждения наблюдается после нанесения герметика, используемого для устранения протечек радиатора. Его состав смешивается с охлаждающей жидкостью и забивает соты (каналы) радиатора, а также прилипает к крыльчатке насоса. Если такая ситуация произошла, необходимо слить антифриз, демонтировать насос, а затем промыть систему охлаждения с помощью профессиональных средств либо вспомогательных материалов, что есть под рукой.
Действенные методики диагностики
Признаки поломки, которые были названы нами выше, могут быть выявлены и проверены самим водителем в условиях гаража или автомобильной стоянки. Для этого нужно попробовать тактильно, имеется ли на основании вала насоса хотя бы минимальный люфт. Возьмите двумя пальцами корпус вала и подвигайте его в разные стороны поперек валу, понаблюдав за его поведением. При нормальной работе подшипника люфта не должно быть ни в какой части движения.
Имеется вариант и более основательной, полупрофессиональной проверки работы системы без снятия самой помпы. Она проводится по последовательному алгоритму:
- Довести работу двигателя до состояния его рабочей температуру. При этом градусы температуры самой охлаждающей жидкости находились бы в диапазоне более 90 градусов Цельсия.
- В состоянии рабочего механизма пережать выступающий утолщенный парубок с антифризом, исходящий от корпуса радиатора.
- Понаблюдать за тем, ощущается ли давление. Если да, то помпа работает как следует и в замене в текущий момент и ближайшее время не нуждается. При отсутствии такового давления или при наличии резких пульсаций стоит делать вывод о частичном или полном выходе из строя насоса либо одного из его элементов.
В целях персональной безопасности рекомендуется проводить перечисленные действия в перчатках, а также с применением специальной ветоши. В противном случае можно получить серьезные ожоги кожи рук, ведь температура охлаждающей жидкости довольно высока.
Не менее действенным диагностическим мероприятием будет наглядный осмотр посадочного места водяной помпы. Чтобы провести эту манипуляцию, нужно снять фиксирующий защитный кожух ГРМ, который перегораживает доступ к насосу. Такой кожух есть не на всех автомобилях, поэтому здесь нужно ориентироваться на собственную модель авто. После этого можно внимательно осмотреть посадочное место, выявить наличие изменений или отклонений от установленной нормы.
При проведении диагностики исправности помпы нельзя упускать момент вероятности образования подтеков антифриза в подкапотном пространстве или из-под прокладки уплотнительной системы. Основные места утечки расположены у основания уплотнения, но антифриз может вытекать и из других мест – рабочего колеса или корпуса насоса. Места подтеков можно увидеть в виде масляных или влажных пятен непосредственно на полу/земле под автомобилем или в городском пространстве под капотом. Вы можете обнаружить лужицы жидкости, непосредственные капли, исходящие из места отсутствия герметизации, либо уже подсохшие участки, на которых ранее попадала протекающая жидкость. Такие следы обычно имеют ржаво-коричневый или бурый цвет в зависимости от старости пятна.
Перед демонтажем насоса для дальнейшей диагностики (проверка рабочего колеса и подшипника) необходимо убедиться, что термостат системы охлаждения работает правильно, а в самой системе отсутствует воздушная пробка. В противном случае необходимо устранить соответствующие проблемы. Если насос демонтирован, то необходимо проверить состояние рабочего колеса. В частности, целостность лезвий, а также их форма.
Вам также необходимо осмотреть место, где насос крепится к блоку двигателя. Утечек охлаждающей жидкости из сливного отверстия быть не должно. Однако, если есть незначительные, еле заметные утечки, то вы можете не менять насос, но все же стоит попробовать избавиться от них самолично, заменив деталь уплотнителя или использовать герметичный гель или клей.
Как шумит неисправная помпа
После определения уровня поломки помпы двигателя автомобиля, владельцы машины часто задаются вопросом, срочно ли нужно менять деталь или на время можно ограничиться ремонтом. В данном случае ни один мастер не в состоянии дать полностью однозначный ответ, ведь он зависит от нескольких реальных факторов, имеющих весомое значение. На возможность ремонта влияет степень износа насоса, первоначальное качество, бренд, ее изготовивший, а также цена на новые модели. На основании практических исследований становится понятно, что объективно ремонт будет эффективен и целесообразен только при необходимости смены резиновой уплотняющей прокладки, которая стала иссохшей и твердой.
