Как избежать ошибок при замене аккумулятора
Этот выпуск мы посвятим нескольким важным моментам, касающихся замены или размещении стартерной батареи в моторном отсеке, а также ее крепежа и ее правильного подключения к бортовой электросети. Надо понимать, что, поскольку аккумулятор размещается под капотом надолго, его монтаж следует провести, что называется, без сучка и задоринки, дабы в дальнейшем не возникало никаких проблем с бортовым питанием.
При этом подразумевается, что АКБ, который планируется установить на машину, уже полностью заряжен и проверен. Напомним, что критерием его качественного заряда является нормативный уровень напряжение на клеммах, который должен составлять не менее 12,7 В. Важное уточнение: контрольный замер напряжения нужно провести не менее через 5-6 (оптимально – через 12) часов после отключения АКБ от зарядного устройства.
Крепежная площадка и наконечники должны быть чистыми
Во-вторых, как и в случае демонтажа, надо заранее запастись необходимым инструментом. В третьих, очень важно провести осмотр и (при необходимости) подготовку места размещения АКБ. Здесь следует еще раз внимательно осмотреть крепежную площадку на предмет отсутствия на ней посторонних предметов. Помните, что любая завалявшаяся гайка или болт, оказавшись под днищем корпуса АКБ, может легко продырявить его.
Теперь можно размещать АКБ в моторном отсеке, однако, как и при демонтаже батареи, сначала следует убедиться, что управление бортовой электросетью обесточено. Иначе говоря, положение замка зажигания находится на «нуле», то есть в крайнем левом положении, а сам ключ вынут из замка. Не забывайте делать это!
Первой одевается плюсовая клемма
Следующий момент — проверка и (при необходимости) подготовка силовых проводов бортовой электросети. Очень важно, чтобы кольцевые наконечники кабелей были чистыми и не имели ржавчины и следов электрохимической коррозии. При их наличии эти дефектные места нужно немедленно удалить, например, обработав кольцевые разъемы снаружи и с внутренней стороны с помощью уже упомянутой мелкодисперсной шкурки. Клеммы самого аккумулятора тоже должны быть чистыми.
Далее приступаем к подключению силовых проводов к клеммам АКБ. Важный момент: подключение силовых проводов производится в обратном порядке (по отношению к демонтажу), поэтому подключать надо с плюсовой клеммы. Это обязательное правило.
Батарею, перед закреплением на ней силовых проводов, при необходимости, можно чуть-чуть двигать по крепежной площадке для того, чтобы провода держались на клеммах не внатяг, а с небольшим провисанием. Это также важно, поскольку натянутый провод может вырвать клемму из крышки АКБ. Когда правильное положение проводов достигнуто, крепеж корпуса АКБ можно окончательно затянуть. Уже после этого затягиваются и кольцевые наконечники самих силовых проводов.
Завершающий и крайне желательный аккорд этой процедуры – тщательная обработка наконечников и открытых участков клемм АКБ специальной технической смазкой, предохраняющей их от воздействия грязи, солевых растворов, влаги и, соответственно, от коррозии. Подробнее об этом можно узнать из ролика, который приводится ниже.
Казалось бы, что в данном вопросе все предельно ясно и прозрачно. Тем не менее, и на этот счет среди сервисменов существует противоречивые мнения. Противники этой процедуры безапелляционно утверждают, что смазка якобы может проникнуть в пространство между клеммой и стыковочным наконечником провода, вследствие чего есть риск ослабления контакта между ними. Однако, как свидетельствуют отзывы мастеров, данное утверждение никак не подтверждается сервисной практикой. Если аккумулятор и силовые провода правильно подготовлены к монтажу, а их кольцевые наконечники плотно затянуты, то такой контакт уже ничто не сможет нарушить.
А вот дополнительная внешняя защита клемм от грязи уж точно не повредит аккумулятору. Для этой цели можно использовать различные составы соответствующего назначения, например, хорошо проверенную на практике немецкую пластичную смазку для электрических контактов Batterie-Pol-Fett от Liqui Moly. Данный продукт поставляется к нам в небольших тубах и представляет собой синтетическую кислотоупорную пасту, по внешнему виду — красного цвета, которая позволяет визуально контролировать те места бортовой электропроводки, подвергшиеся защитной обработке.
Средство это, судя по многочисленным отзывам в Интернете, отменно защищает поверхности от проникновения кислоты и влаги, а это особенно ценно применительно к силовым электрическим контактам аккумулятора. К слову, смазка Batterie-Pol-Fet не только защищает от коррозии, но и снижает утечки тока по поверхности корпуса аккумулятора, а также снижает контактное сопротивление.
Для полноценной защиты бортового источника питания этим составом надо обработать как минусовую, так и плюсовую клемму, вернее, все открытые поверхности наконечников стыковочных проводов. Для нанесения смазки предпочтительнее всего воспользоваться небольшой кистью средней жесткости, что позволит качественно нанести пасту на все выступающие крепежные элементы силовых наконечников. Это надежно защитит их от воздействия соли, влаги и грязи.
Меняем АКБ на машине — что нужно знать?
Наиболее частые ответы на вопрос — «Как поменять аккумулятор на новый в автомобиле?» Советы эксперта!
Когда аккумулятор автомобиля требует замены и как правильно провести эту процедуру
Замена аккумуляторной батареи (АКБ) автомобиля не выглядит чем-то сложным для подавляющего большинства владельцев автомобилей. Но нюансы имеются, и знают о них не все. К хранилищу электроэнергии автомобиля надо относиться с почтением, заранее ознакомившись с основами материальной части.
В каких случаях АКБ требует замены
Далеко не всегда отказ стартера проворачивать коленвал говорит о гибели аккумулятора. Может быть неисправен сам электромотор, его подключение или механизм передачи крутящего момента на венец маховика. Что угодно, вплоть до заклинившего ДВС. Потребуется провести простейшую диагностику батареи.
1. Проверить напряжение холостого хода. Потребуется цифровой мультиметр, это недорогая и широко распространенная вещь, очень полезная в автомобиле. Напряжение при разорванной цепи, оно же ЭДС АКБ, при полном заряде составляет не менее 12,6 Вольта. И под нагрузкой, даже такой мощной, как стартер, не падает ниже 10 Вольт.
2. Мерить надо дважды, на клеммах АКБ и входе стартера. Так исключается или подтверждается окисление проводки и разъемов.
3. При низком напряжении батарею надо попытаться подзарядить, предварительно проверив наличие нормального уровня электролита. Если напряжение быстро растет, банки начинают обильно кипеть, то АКБ либо заряжена, либо уже потеряла емкость и требует замены. Особенно если это простой аккумулятор с жидким электролитом, и ему больше трех лет.
С гарантией провести замену АКБ может или профессиональный автоэлектрик, или очень опытный водитель. Все прочие легко ошибутся. Но в любом случае новый аккумулятор автомобилю точно не навредит.
Выбор нового аккумулятора для автомобиля
Покупать надо точно такую же батарею по емкости, размерам, расположению подсоединительных клемм. Пытаться что-то улучшить, перейдя на более современный тип (AGM или Gel) или увеличить емкость, есть смысл, только если точно понятно, зачем это делается. Иначе можно впустую потратить немало средств.
От производителя батареи зависит в основном её цена. Очень неплохие экземпляры встречаются и в самом бюджетном ценовом сегменте. Принцип тот же – приобретать премиум хорошо, но надо понимать, что это даст.
Процедура замены аккумулятора авто
Вот тут владельцу обычно все понятно. Батарея стоит на видном месте, был бы подходящий гаечный ключ. Это потом выяснится, что ключ не тот, электролит вызывает ожоги, а искры при коротком замыкании могут попасть в глаза. То есть имеются нюансы:
• не всегда просто найти аккумулятор, по компоновочным соображениям его могут упрятать даже под сиденье или в багажник, при этом тщательно замаскировать;
• стоит надеть латексные перчатки, пары электролита, осевшие на корпус, способны обжечь;
• откручивать первой стоит минусовую клемму, так меньше шансов устроить короткое замыкание;
• после снять плюсовую клемму;
• обычно АКБ крепятся за выступ днища, доступ к этой гайке может быть затруднен, потребуется торцовый ключ с удлинителем;
• ставить снятый грязный аккумулятор на кузов нежелательно, кислота опасна для его материалов;
• не надо ронять или кантовать батареи, так можно испортить и их, и всё окружающее;
• посадочное место надо вымыть мыльным раствором, потом чистой водой и высушить, при нарушениях ЛКП потребуется комплекс процедур по удалению ржавчины и подкраске;
• все клеммы надо очистить и смазать, лучше специальным составом, но можно и техническим вазелином;
• снять старый аккумулятор и установить новую батарею в посадочное место.
• подсоединить клеммы в обратном порядке: сначала красный провод «+», потом черный провод «-».
Некоторое время машина окажется без напряжения в бортовой сети. Это не опасно, но можно подстраховаться от потери настроек оборудования.
Особенности методики на технически сложных автомобилях
Многие устройства в машине не имеют энергонезависимой памяти, храня настройки и данные адаптации в обычном ОЗУ. Чтобы их сохранить, необходимо не допустить даже кратковременного пропадания питания.
Есть два способа, как это сделать. В простейшем случае используется любая батарейка 9-12 Вольт, во втором — провода от бустера или нового аккумулятора. Их подключают к сети в доступном месте, желательно не защищенном предохранителем. Иначе бросок тока может его выбить, и вся затея провалится, поскольку вряд ли гибель предохранителя будет сразу замечена. Можно подсоединиться проводами «прикуривателя» с зажимами прямо к клеммам, снимаемым со старой батареи. Соблюдая при этом максимум осторожности, болтающиеся оголенные провода под напряжением мощного источника способны высечь серьезные искры и расплавить все, к чему прикоснутся. Снимаются зажимы уже после восстановления контакта сети с клеммами АКБ.
Что делать со старым аккумулятором
Батарея содержит достаточно ценный свинец в большом количестве. Поэтому она стоит денег, и её могут как принять в зачет стоимости нового аккумулятора, так и приобрести отдельно. Лучше использовать первый вариант, он позволит сэкономить максимум средств.
Знание процедуры замены аккумулятора авто – полезный опыт. Он может использоваться не только при покупке нового, но и во время запуска машины от донорской батареи, если нет специальных проводов с зажимами. Понимание всех процессов позволит выполнить работу максимально безопасно, что важно вблизи этой пластиковой емкости с кислотой, содержащей еще и большой запас энергии.
Как заменить аккумулятор
В среднем, автомобильный аккумулятор служит 4-5 лет, если в машине нет проблем с электрикой. Когда же заканчивается пятый год работы, то возникает проблема — а как заменить аккумулятор в автомобиле правильно, чтобы не навредить? На самом деле ничего сложного нет, но необходимо соблюдать несколько правил.
Зачем менять аккумулятор?
Аккумулятор представляет собой химический элемент питания, внутри которого проходят необратимые процессы. На пластинах постепенно накапливается сульфат свинца, который становится настоящей проблемой. Он препятствует нормальной работе батареи, снижая номинальный и пусковой токи. Притом неважно, какого бренда АКБ, потому что все они устроены одинаково:
- Имеется пара пластин из сплава свинца с сурьмой и оксида свинца.
- Пары собраны в банки, выдающие по 2,1 В каждая. 6 банок объединены в батарею 12,6 В.
- Пластины погружены в жидкий электролит, на 30-35% состоящий из серной кислоты и на 65% из дистиллированной воды.
Отличие между брендами состоит в толщине свинцового сплава на решетках и типе металла легирования электродов. В бюджетных моделях применяется сурьма, которая не так эффективно защищает электроды, как кальций, но при этом срок службы между обычной батареей и той же кальциевой отличается не более чем на 20-30.
Необходимость замены АКБ может возникать в следующих случаях:
- Истекший срок службы. Пластины уже сильно покрыты сульфатом или обсыпались. Такую батарею восстановить невозможно. Сульфатация также возникает в результат длительного нахождения аккумулятора в состоянии глубокого разряда. Это крайне нежелательный химический процесс, который может стать причиной преждевременной утилизации батареи.
- Несколько глубоких разрядов. Если спешите, можно купить новый элемент питания, а старый отправить на восстановление. Процедура достаточно долгая, так как протекает под действием малого тока на протяжении длительного времени. Если глубокий разряд происходит часто, то о возможности восстановить источник постоянного тока придется забыть.
- Короткое замыкание в банках. В таком состоянии напряжение на выводах батареи существенно меньше на кратное число — например, 10,5 В, то есть, КЗ в одной банке. Также причиной замены батареи может стать снижение плотности электролита, что происходит из-за частых разрядов и постоянно увеличивающегося саморазряда.
Процедура замены АКБ
Если нужна замена аккумулятора, можно обратиться в магазин и за скидку или взамен старого источника питания воспользоваться такой услугой. Если хотите сэкономить, то установка нового аккумулятора все равно никаких сложностей не вызовет. Действовать необходимо следующим образом:
- Выключите зажигание двигателя, чтобы не допустить экстренное пропадание электричества в системе. Важно, чтобы бортовой компьютер корректно завершил свою работу.
- Открутите скобу крепления аккумулятора. Для этого потребуется ключ на 13. Если на вашей машине стоит батарея европейского типа с буртами, скорее всего, она будет закреплена за нижний выступ и прижата к низу. В таком случае потребуются удлинитель и головка.
- Когда сверху будет снята прижимная пластина, ослабьте гайку, чтобы снять клемму на минусовом выводе АКБ. Именно в такой последовательности, чтобы не создать короткое замыкание.
- Открутите плюсовую клемму вместе с блоком, если он имеется на вашем автомобиле. Возможно, он будет дополнительно где-то закреплен. Аккуратно снимите модуль и отсоедините газоотводящую трубку при ее наличии.
- Снимите старый источник питания и очистите место для нового, если там имеется какой-либо мусор.
- Установите новый элемент и закрепите его штатным крепежом.
- Подключите сначала плюсовую, а затем минусовую клеммы по тем же соображениям безопасности.
- Для защиты клемм аккумулятора не забудьте нанести на них специальную токопроводящую смазку. Она содержит в себе мелкую медную стружку, которая обеспечивает хорошую проводимость. Также она создает защитную пленку, препятствующую попаданию на металл влаги и грязи.
Важно. Часто на контактах присутствует окись зеленого или белого цвета. Ее нужно удалить механическим, химическим или любым другим способом, не повредив контакт. Если клемма не снимается, ни в коем случае не пытайтесь вращать ее из стороны в сторону. Скорее всего, вы сломаете ее, а такой ремонт стоит достаточно дорого. Обработайте контакты WD-40 и подождите некоторое время, пока налет не откиснет. Только после ожидания приступайте к дальнейшей работе.
Важно соблюдать порядок проведения замены аккумулятора, но при этом в нем нет ничего сверхъестественного. Важно соблюдать полярность подключения клемм и последовательность. Снимается АКБ — первым отключается минус, устанавливается — первой подключается клемма плюс.
Как заменить аккумулятор в автомобиле — порядок замены
Автомобильный аккумулятор имеет определенный срок службы, по истечению которого батарея начинает постепенно выходить из строя. В результате в самый неподходящий момент машина может просто перестать заводиться. Это значит, что откладывать замену аккумулятора уже не получится. Процедура замены старой батареи на новую не потребует поездки на сервис: новый АКБ можно установить самостоятельно в короткие сроки.
Меры безопасности
Замена аккумулятора состоит из трех основных этапов:
- предварительной подготовки;
- демонтажа старого АКБ;
- установки новой батареи.
Не стоит пренебрегать подготовительным этапом, так как от него зависит безопасность и удобство предстоящей работы по замене АКБ. Итак, перед тем как заменить аккумулятор , следует выполнить несколько простых действий.
- Выберите подходящую ровную площадку для проведения работ, находящуюся на достаточном расстоянии от других автомобилей.
- Заглушите двигатель и дайте ему остыть, выньте ключ из зажигания, поставьте автомобиль на стояночный тормоз.
- Подготовьте необходимый инструмент: рожковый и торцевой ключи, отвертку, а также наждачную бумагу или специальную щеточку для очистки клемм от образовавшейся окиси.
- Наденьте на руки плотные резиновые перчатки, чтобы защитить себя от воздействия электролита. Старая батарея может иметь повреждения на корпусе, через которые подтекает кислота. При контакте с ней можно получить химический ожог.
После окончания несложных подготовительных работ и при условии соблюдения всех мер безопасности можно приступить к демонтажу старой батареи.
Снятие старого аккумулятора
Следующий этап работы в замене автомобильного аккумулятора – снятие вышедшего из строя АКБ. Для демонтажа следует соблюдать простую последовательность действий.
Шаг №1. Отсоединяем клеммы. Обычно для этого требуется использовать гаечный ключ на 10, однако у разных батарей может встречаться и другая резьба. Поэтому лучше всего выбрать ключ со сменными головками.
Автоэлектрики придерживаются определенной последовательности снятия клемм, начиная сначала с минусовой клеммы. Обратный порядок снятия клемм может привести к короткому замыканию.
Шаг №2. Извлекаем батарею. Особенности демонтажа АКБ зависят от разных моделей и марок автомобилей. В каком-то случае бывает достаточно раздвинуть части кожуха, защищающего аккумулятор, и, потянув за ручку, извлечь батарею. Во многих современных автомобилях батарея крепится к днищу кожуха для более надежной фиксации. В таком случае потребуется еще немного времени на откручивание этой гайки.
ВАЖНО!
Извлекать аккумулятор с места его установки следует медленно и аккуратно, так как вес батареи может достигать 20 килограмм. При необходимости лучше попросить о помощи.
Как не сбить настройки электрооборудования?
Замена аккумуляторов в современных автомобилях имеет особенность. После замены АКБ их владельцы могут столкнуться с проблемой сбитых настроек бортового компьютера и другого электрооборудования, восстановить которые довольно проблематично. Однако проблему лучше предупредить, чем в дальнейшем тратить время на ее решение.
Существует два возможных способа, которые помогут избежать потери настроек.
Вариант №1. Использовать резервный аккумулятор. Если есть возможность, при замене аккумулятора рекомендуется подключить резервный источник питания, равный по емкости вашему аккумулятору. Например, с помощью проводов прикуривания можно подсоединить второй аккумулятор. В таком случае замена АКБ пойдет безболезненно для настроек электрооборудования.
Вариант №2. Скопировать все настройки на носитель. Для этого потребуется:
- вынуть ключ из замка зажигания;
- провести считывание настроек бортового компьютера на носитель;
- запомнить или зафиксировать все коды доступа к аудиосистеме (иначе разблокировать ее в дальнейшем будет очень проблематично)
- скопировать все остальные пользовательские данные.
ВАЖНО!
Узнать, сбиваются ли настройки электрооборудования при замене аккумулятора на вашем автомобиле, можно в инструкции по эксплуатации либо в интернете. Если у вас возникают какие-либо сомнения по поводу возможности возникновения сбитых настроек, лучше всего доверить замену аккумулятора профессионалам в сервисе.
Установка нового аккумулятора
После того, как старый аккумулятор был благополучно извлечен, можно приступить к установке новой батареи.
- Предварительно рекомендуется осмотреть место для аккумулятора, удалив при помощи мягкой тряпки грязь и мусор.
- Внутренние поверхности наконечников проводов зачистите наждачной бумагой – это позволит обеспечить хороший контакт с клеммами. Также провода можно обработать водоотталкивающей жидкостью.
- Сами клеммы, которые за долгое время могли окислиться, очищаются при помощи зубной щетки, смоченной в растворе пищевой соды.
После этого следует установить новый аккумулятор на место, зафиксировав его и проверив, насколько плотно батарея встала в паз. Клеммы аккумулятора присоединяются в том же порядке: сначала «плюс», затем «минус». В завершении можно использовать литиевую смазку для профилактики окисления контактов.
Определение полярности
Не перепутать полярность при установке нового АКБ очень важно, иначе можно столкнуться с серьезными проблемами – неисправностью бортового компьютера, коротким замыканием и возгоранием.
Чтобы таких неприятностей не произошло и замена аккумуляторной батареи прошла безболезненно, важно быть предельно внимательным.
Наиболее распространенными схемами расположения токовыводов являются прямая и обратная полярность.
- Прямая полярность аккумулятора также называется российской. Обозначается символом «1». При таком виде полярности положительный токовывод размещается слева, а отрицательный — справа.
- Обратная полярность называется европейской и обозначается как «0». При этом положительный токовывод находится справа, а отрицательный — слева.
На некоторых аккумуляторных батареях маркировка полярности может отсутствовать. В таком случае для правильного определения можно воспользоваться одним из перечисленных методов.
- Диаметр токовыводов. Измерение диаметра выводов аккумулятора может помочь с определением полярности. Важно запомнить, что положительные выводы по диаметру всегда больше отрицательных.
- Сырой картофель. Разрезав картофель пополам, воткните в одну из частей оголенные провода от аккумулятора на расстоянии 5-10 мм друг от друга. Спустя несколько минут вокруг положительного вывода образуется зеленый круг.
- Водопроводная вода. Налейте в кружку обычную водопроводную воду. К токовыводам АКБ прикрепите два разноцветных провода, оголенные концы которых опустите в емкость с водой. В результате электролиза на минусовом выводе начнется усиленное газообразование.
ВАЖНО!
Отсутствие маркировки полярности на аккумуляторных батареях – явление редкое. Чаще всего производители помечают полярность с помощью знаков «+» и «-», либо при помощи цвета (положительная полярность – красный цвет, отрицательная полярность – синий или черный цвет).
Как правильно затягивать клеммы?
При затягивании клемм не следует прилагать чрезмерных усилий. Слишком сильно затянутая клемма может привести к появлению микротрещин вокруг токоотводов, через которые в дальнейшем будет испаряться электролит. А это значит, что клеммы ждет неминуемое окисление.
В то же время просто набросить клеммы на токовыводы, как это иногда делают автомобилисты, тоже недостаточно. В таком случае контакт между токовыводом и клеммой будет ненадежным. Это приведет к нагреву плохо контактируемых элементов. А при движении по неровной дороге плохо затянутая клемма может соскочить и замкнуть на массу.
Поэтому затягивать клеммы нужно, прилагая умеренные усилия, необходимые для надежного, но не чрезмерного закрепления.