Как ремонтировать или восстанавливать подушки безопасности?
Большинство автолюбителей знают, что на их автомобиле есть подушки безопасности, но не все до конца понимают, для чего они предназначены. А между тем, это одна из основных систем пассивной безопасности, позволяющая минимизировать риск получения травм при аварии для водителя и пассажиров.
В случае ДТП подушки безопасности мгновенно раскрываются и помогают предотвратить жесткий контакт человека с деталями интерьера автомобиля, исключая опасные перегрузки. Правда, это справедливо лишь при авариях на средних скоростях — в ДТП на высоких скоростях рассчитывать можно лишь на удачу.
Среди автолюбителей активно культивируется миф о том, что подушка безопасности может сработать, даже если просто пнуть по бамперу. Но это не имеет ничего общего с реальностью. Большинство автомобилей запрограммированы на срабатывание подушек безопасности на определенной скорости. Например, при столкновении с жестким препятствием они раскрываются на скорости более 30 км/ч. А при ударе о деформируемое препятствие, то есть о другой автомобиль, подушки срабатывают на скорости около 50 км/ч.
Принцип работы этой системы довольно прост. Само столкновение, то есть получение автомобилем резкого отрицательного ускорения, фиксируется датчиком. Если сила удара превышает пороговое значение, датчик замыкается. Получив от него сигнал, блок управления дает команду на раскрытие подушек безопасности.
Но если вы все же решились на самостоятельный ремонт этой системы, то следует знать с чего начинать в первую очередь.
Подушки безопасности выполнены в виде единого с пиропатроном узла. Чаще всего приходится покупать новые подушки, хотя некоторые предпочитают сэкономить и приобретают их на автомобильных разборках. Экономия может оказаться существенной, правда есть риск нарваться на неисправную, давшую осечку подушку. Также есть фирмы, которые готовы восстановить старую, уже сработавшую подушку, снабдив ее новым пиропатроном. Но такая затея выглядит крайне сомнительной.
Кроме самих подушек безопасности, в некоторых случаях может потребоваться замена блока управления Airbag. Но чаще всего удается обойтись лишь его перепрошивкой. Дело в том, что при срабатывании подушек безопасности в его памяти прописываются данные о том, что система уже сработала и простая замена подушек не восстановит работоспособность всей системы. Поэтому без перепрошивки или замены блока обойтись не получится.
Помимо этих элементов потребуется замена преднатяжителей ремней безопасности. Это устройство, которое в момент удара сильнее натягивает ремень, выбирая слабину и компенсируя его растяжение.
Завершающим этапом ремонта становится ремонт крышек подушек безопасности. При установке новых запчастей, как правило, они идут в комплекте и все ограничивается лишь монтажом нового элемента.
Но во многих современных авто пассажирская подушка безопасности не имеет отдельной крышки. Официальный дилер в этом случае будет рекомендовать только замену всей передней панели. Но стоимость этой детали, как правило, очень высока, поэтому чаще всего автолюбители предпочитают произвести ремонт старой. Самый распространенный способ ее восстановления – обтяжка торпедо со стороны пассажира кожей или дерматином. Такой ремонт дешев, но смотрится не эстетично. Другой вариант – запаивание места разрыва с последующим нанесением текстуры на сварной шов. Это способ более трудоемкий и, как следствие, более затратный.
При ремонте крышек Airbag важно учитывать, чтобы восстановленный элемент не мешал свободному раскрытию подушки безопасности в случае ДТП. Ремонт подушек безопасности — удовольствие не из дешевых. Особенно на автомобилях, где этих подушек около десятка
При восстановлении системы подушек безопасности важно соблюдать меры предосторожности. Во-первых, нужно обязательно снять минусовую клемму с аккумулятора. После этого необходимо выждать 5-10 минут, чтобы автономный источник питания, встроенный в блок управления Airbag, разрядился и исключил случайное срабатывание системы в процессе ремонта.
Во-вторых, новую подушку безопасности следует всегда держать кожухом к себе. Риск ее произвольного срабатывания невелик, но меры предосторожности будут не лишними, учитывая, что скорость раскрытия подушки безопасности около 300 км/ч.
Многие автолюбители оставляют затею с ремонтом, ограничившись лишь ремонтом кожухов подушек безопасности. А лампочку на панели приборов, сигнализирующую о неисправности, просто вытаскивают или ставят «обманку».
Восстанавливать систему Airbag у официального дилера или самостоятельно и ремонтировать ли ее вообще, каждый решает сам, но безопасность – это не тот случай где стоит экономить.
«Гарантию не даст даже дилер». Сколько стоит восстановление и ремонт подушек безопасности?
Одной из самых непростых при ремонте битых автомобилей тем по-прежнему остается восстановление систем безопасности. Наши читатели в комментариях неоднократно спрашивали, сколько стоит данная услуга и дают ли местные специалисты гарантию, что реанимированные «подушки» сработают при ДТП. Мы связались с некоторыми столичными СТО и задали им вполне конкретные вопросы об AirBag и Crash Data. Скажем прямо, ряд ответов нас немало удивил.
«Подопытными» для данного материала выбраны недорогие и наиболее интересные для покупки за океаном модели не старше 2015 года. Это Chevrolet Cruze, Ford Fusion и Chevrolet Malibu. Предположим, что на аукционе владельцу достался автомобиль с минимальной степенью повреждений не только кузова, но и систем безопасности — после удара сработала водительская подушка, а также AirBag в рулевом колесе и в районе ног.
Любопытно, какие варианты восстановления предложат нам в минских сервисах? Дают ли мастера гарантию на эту процедуру и во сколько обойдется такой ремонт?
Сразу сделаем оговорку: примерно треть СТО, с которыми нам удалось связаться, отказалась выполнять подобные работы. «Мы больше этим не занимаемся», — емко отвечали консультанты. Чем вызвано данное решение, на другой стороне предпочли не комментировать.
Chevrolet Cruze: «Восстановление «подушки» в руле — от $90»
Специалист из первой попавшейся нам СТО, судя по его ответу, частенько работает с перекупами, которые грешат установкой заглушек и обманок вместо реального восстановления систем безопасности для аварийных машин.
— Коленную «подушку» ремонтировать вовсе не обязательно, но если авто делаете для себя, то можно заморочиться, — отмечает мастер, быстро вставляя ремарку: — Хотя у нас каждый исходит из своих финансовых возможностей.
По словам мужчины, монтаж «подушки» в руль обойдется в 20 рублей (при условии, что владелец сам отыщет на разборках необходимую запчасть).
— Если понадобится все провести по заказ-наряду с гарантией на работу, то выдаем чек. Но вы должны понимать, что эта гарантия будет не на срабатывание AirBag. На бэушную вещь гарантия не распространяется, — эмоционально говорит специалист. — Я же не знаю, как она хранилась! Вдруг у нее пиропатрон отсырел! А проверить это как? Вот на свою работу, отсутствие ошибок в системе и срабатывание «подушки» предоставить гарантию могу. Повторюсь, на саму бэушную запчасть — нет.
В другой крупной столичной СТО тоже занимаются лишь восстановлением сработавших подушек безопасности, о чем с ходу сказала менеджер. Установка подержанных AirBag не входит в функционал сервиса.
— Мы производим установку нового пиропатрона, а также реанимируем саму подушку безопасности. Для Chevrolet Cruze «подушка» в рулевом колесе обойдется от 90 долларов, а с защитой коленей — от $50, — сообщает девушка. — Естественно, это не вся сумма. Вам также нужно учитывать, что если при ДТП пострадали преднатяжители ремней безопасности, то их тоже придется заменить. За каждый — по 50 долларов.
Кроме того, консультант отметила, что гарантию на повторное срабатывание «подушек» их сервис не предоставляет.
Ford Fusion: «»Подушки» — ваши, работа — наша»
В следующей минской СТО легко пошли на контакт и начали рассказывать о том, как выглядит сама процедура восстановления. По словам мастера, они часто оказывают подобную услугу клиентам.
— Мы только меняем «подушки» и перепрошиваем блок AirBag c заменой оригинальных деталей. То есть подушки безопасности вы находите и покупаете самостоятельно, а уже на нас лежит вся остальная работа, — объясняет последовательность действий специалист. — Сейчас у нас слишком много заказов и машин в очереди, поэтому сервис не ищет «подушки» сам: выходит слишком долго.
Указанные на сайте СТО цены актуальны, однако с небольшим уточнением. К примеру, в 60 рублей за восстановление рулевой подушки безопасности входит установка (40 рублей) и перетяжка накладки.
— Скорее всего, когда вы будете покупать эту запчасть на разборках или новую, она вам достанется в сборе, поэтому установка обойдется лишь в 40 рублей. Единственное, что добавится к этой сумме, — перепайка контактов. Монтаж подушки безопасности для ног водителя выйдет дороже — от 60 рублей, — говорит мастер. — Нужно ли перешивать блок AirBag, станет понятно при визуальном осмотре. Для каждой модели своя стоимость, поэтому без очной оценки вас никто не сориентирует.
По заверениям сотрудника, цены на подушки безопасности для Ford Fusion на разборках варьируются от 50 до 100 долларов. Такая разбежка связана с популярностью модели.
— Если вы привозите с разборки «бэушку» или новую деталь, а мы перепрошиваем блок и все устанавливаем, то гарантия предусмотрена. Если вы сами будете вставлять пиропатроны в стреляные подушки безопасности, то на это гарантию не дадим, — резюмировал специалист.
Однако на другой СТО нам сообщили прямо противоположные сведения о восстановлении AirBag для Ford Fusion.
— Ничем не сможем помочь. У нас нет программы, чтобы убрать Crash Data (информацию об ударе. — Прим. ред.). Не знаю, как выкручиваются другие сервисы, но я способа удалить из блока эти данные не нашел, — сухо рассказал мастер.
Chevrolet Malibu: «Гарантию на безопасность не даст даже дилер»
Как видим, официальные сервисы и профильные СТО чаще всего предлагают именно восстановление подушек безопасности, а не установку бэушных деталей. Следующая СТО исключением не становится. Интересуемся, почему так.
— Если хотите, то ищите сами новые или бэушные, — нехотя отвечает специалист. — К примеру, для коленей выгоднее взять на разборке за 40-50 долларов, чем тратить $60 на реанимирование. В руль, наверное, правильнее будет восстанавливать. Стоимость подобной работы составит около $90, а на разборках такую деталь отдадут в районе $150.
Мужчина уверяет, что на их СТО при реанимировании «подушек» используются только оригинальные пиропатроны, поэтому они точно должны сработать.
— Еще обычно при ДТП в Chevrolet Malibu задействуются преднатяжители в ремне безопасности. В каждом находится по два пиропатрона, а это тоже дополнительно 100 долларов, если использовать оригинальные. Если решите восстанавливать старые, то будет вдвое дешевле. Сам блок перепрошивать не нужно, потому как он многоразовый.
По словам сотрудника, дать 100% гарантию на срабатывание подушки безопасности в ДТП не сможет даже дилер. Мужчина клянется «на 99,9%, что система сработает, однако вероятность ошибки исключать нельзя».
Связываясь с последней в нашем списке СТО, мы слышим от мастера уже знакомые слова.
| Вот так выглядит блок SRS (или блок AirBag), который записывает информацию об ударе (Crash Data) в момент аварии |
— По «подушке» для ног мы можем установить обманку, а руль уже сделать красиво и правильно, — сообщает специалист. — Восстановленная и вмонтированная в руль будет стоить 300 рублей. Все сделаем аккуратно. Установка обманки вместо коленного «резака», а также снятие ошибки обойдется в 70 рублей. Главное, чтобы в блок SRS не прописался код Crash Data, иначе придется его демонтировать и везти на перепрограммирование. Хотя, как правило, в Chevrolet Malibu это редкость.
Официально (дополнено)
В официальном сервисном центре Ford сообщили, что восстановлением подушек безопасности не занимаются — лишь установкой новых комплектующих системы. Ориентировочная стоимость заводских «подушек» будет около 2 500 рублей за каждую (точную сумму специалист сможет назвать после уточнения VIN-кода автомобиля). Столько же придется заплатить за блок AirBag.
На оригинальные запчасти Ford предоставляется годовая гарантия без ограничения пробега.
Мы поставили точку в вопросе. Стоит ли восстанавливать отработанную подушку безопасности, или лучше купить новую?
Салон новой Lada Iskra, автомобили Lada «рухнули» в цене, один из лучших китайских внедорожников уже в РФ. Главное к утру
Эта копия Jeep Wrangler давно собирается в Россию: появились первые фото нового внедорожника
Chery выпустила новый и недорогой кроссовер, который может приехать в Россию
Популярное за неделю
Умелец из глубинки оказался умнее целого завода: он сделал из ГАЗ-66 настоящий вездеход
Мужик из деревни сделал настоящий американский Hummer: для этого ему понадобился старый ГАЗ-66
Новая Лада Гранта Лифтбек 2024 за 1,4 млн рублей представлена, как второй кроссовер от «АвтоВАЗа»
Финский умелец превратил советский ГАЗ-66 настоящую «Радиактивность» своими руками
Новый кросс Hyundai Exter за 600 тысяч рублей называют лучшим автомобилем на рынке
Практически все современные автомобили, представленные в продаже на российском рынке, в своей конструкции имеют активные системы безопасности. В том числе выделить можно и подушки, которые срабатывают при серьезном ДТП и часто спасают жизнь автомобилисту и его спутникам. После аварии нередко приходится сталкиваться с проблемой, связанной с восстановлением ТС и его безопасности. В данном случае можно задать закономерный вопрос, а стоит ли восстанавливать подушки, либо их лучше заменить новыми.
Для начала хотелось бы поговорить о том, какой принцип действия имеет подушка безопасности. Это конструктивный элемент, включающий в себя плотный тканевый чехол, пиропатрон, а также датчик удара. Как только электроника распознает столкновение, незамедлительно выстреливает заглушка и подушка наполняется газами. Нужно принимать во внимание тот факт, что при аварии на большой скорости данный элемент безопасности может даже нанести автомобилисту или пассажиру серьезный вред из-за резкого удара.
Как правило, после того как эти элементы безопасности справляются со своей задачей, происходит их самопроизвольное сдутие. Автомобилисту остается наблюдать сдутые чехлы подушек и разорванный пластик. Если говорить про элементы обшивки салона, куда устанавливаются так называемые патроны безопасности, то здесь не остается ничего иного, как заняться косметическим ремонтом. Что касается самих подушек, то с ними дела обстоят сложнее. Восстановление такой системы обязательно требует вмешательства специалиста.
Мастер, осуществляющий работу, должен не только правильно уложить тканевый чехол и установить заглушку. Также в его обязанности входит установка нового пиропатрона и правильное подключение. Нужно напомнить, что любое неверное действие в данном случае, замыкание цепи или иные моменты могут привести к срабатыванию пиропатрона при отсутствии удара. Как итог, за свою работу специалисты просят внушительные деньги. Нередко восстановление подушек и элементов обшивки обходится дороже в сравнении с покупкой новых атрибутов.
Стоит отметить, что именно по причине дороговизны перекупщики выстраивающие бизнес на перепродаже ТС никогда не занимаются восстановлением или заменой подушек безопасности. Сработавшие пиропатроны попросту изымаются а пластик заделывается (не всегда в качественном виде). Нередко, ввиду изобилия электроники в автомобиле, приходится делать различного рода обманки, чтобы при диагностике не было выявлено отсутствие той или иной подушки безопасности, предусмотренной конструкцией.
Также не стоит забывать о том, что, приобретая новые подушки безопасности для своего автомобиля, побывавшего в дорожно-транспортном происшествии, автомобилист получает определенную гарантию, что этот элемент системы обязательно сработает в результате аварии и спасет человеку жизнь. Если же говорить про восстановление элементов, то здесь на свою работу мастера очень редко дают какую-либо гарантию. Чаще всего, ее период действия ограничивается годом.
Хуже дела обстоят, если во время ДТП подушка безопасности была порвана. Такие ситуации случаются часто. В теории, сам чехол впоследствии можно будет заклеить, однако здесь важно учитывать, что полностью восстановить первоначальную структуру будет невозможно. Из-за такого рода работы специалиста пиропатрон может сработать некорректно. Таким образом, задавая вопрос, что лучше — восстановить подушки безопасности или купить новые, однозначно можно ответить, что лучше отдать предпочтение второму варианту, тем более что от этого может зависеть жизнь водителя и его спутников.
Как восстановить подушку безопасности
После аварии, если все остаются живы и по крайней мере относительно здоровы, у владельца разбитой машины достаточно быстро появляется вопрос возможно ли восстановление подушек безопасности или всё-таки придётся покупать новые?
В каких случаях возможно восстановление
Достаточно часто, вопрос, какие детали ремонтировать:
- Когда происходит удар, устройство, поставляющее в подушку газ (пиропатрон), сгорает. После срабатывания надо менять.
- Также понадобится поменять преднатяжители в ремнях безопасности, как и пиропатрон, они станут непригодны.
- Иногда нужна замена датчиков удара.
- Обращаем внимание на ПО автомобиля, после сигнала об ударе оно блокируется, нужно будет перепрограммировать микросхему.
Последние три пункта, впрочем, к подушке безопасности относятся косвенно, так что главный вопрос менять подушку или, если это возможно, ограничиться заменой пиропатрона? Второе вполне допустимо, если речь именно о восстановлении подушек после аварии, а не необходимости их замены по истечении срока годности. Иначе, из-за естественного старения синтетических материалов, менять обязательно нужно всё!
Но всё-таки полная замена несколько надёжнее.
Как восстановить подушку
- Замена пиропатрона;
- Замена преднатяжителя;
- Перепрограммирование ПО автомобиля;
- Если нужно меняются датчики удара.
Самостоятельно
Теоретически, точно следуя инструкциям, самостоятельное восстановление подушек безопасности возможно.
Но необходимо быть очень внимательным.
Что потребуется
Необходимо будет откручивать, вкручивать болты, отсоединять клеммы. Лучше использовать неметаллические инструменты, чтобы внезапно не сработал выстреливающий механизм. Для перепрошивки ЭБУ нам будет нужен ещё и собственный ноутбук.
Пошаговые инструкции
Замена пиропатрона обычно не так уж сложна. Откручиваются болты, отсоединяются клеммы и подушка. Потом откручиваются болты уже в самой подушке, достаётся старый пиропатрон, вставляется новый. Вот и всё!
Перепрошивка электронного блока управления делается так.
Сперва извлекаем снимаем панель, выключаем аккумулятор, откручиваем гайки и убираем фиксаторы, извлекаем ЭБУ. Потом открываем крышку блока управления и заменяем микросхему. Как можно надёжнее ставим приготовленный заранее ноутбук при работе его ни в коем случае нельзя смещать. Компьютер присоединяем к диагностическому порту, ещё раз обратив внимание на то, насколько надёжно скреплены провода. Выполняем подключение программатора. Включив зажигание, инсталлируем программу для калибровки двигателя.
Теперь нужно только проверить: глушим мотор, перезапускаем после 10-15 минут. Если он завелся плавно и сразу всё нормально, иначе повторить операцию.
Преднатяжители менять посложнее. Сперва отсоединяется отрицательный провод АКБ и ждём не менее 3-х минут. Выворачиваем болты, отсоединяем необходимые разъёмы и панели, снимаем преднатяжители. Потом точно так же устанавливаем новые и закручиваем, присоединяем всё на место. После этого необходимо проверить, что система работает: ключ зажигания поворачивается в положение ON, контрольная лампа SRS должна приблизительно на 3 секунды загореться и затем погаснуть.
Что касается датчиков, необходимость замены должна подтвердить диагностика. Высока вероятность, что останутся целыми. Размещаются они обычно в моторном отсеке, бампере, подлокотниках. Так или иначе, старые меняются на новые и потом проверяются.
С помощью специалистов
При полноценном восстановлении подушки безопасности мастера выполняют последовательно за вас описанные выше работы.
Сколько это стоит
Банальная установка имитации подушки безопасности обойдется в копейки иногда 200-250 рублей, но это будет муляж, который при аварии ничего не сделает, то есть вы фактически остаётесь без подушки. Нормальное же восстановление стоит дороже замена одного пиропатрона может стоить от 500 рублей, а итоговая цена на всю работу составить от нескольких тысяч рублей.
Как специалисты восстанавливают подушки
Просто обратитесь в сервисный центр, объясните, что вам нужно и оговорите сроки выполнения работ.
Можно ли не восстанавливать подушки безопасности вообще?
Выше объяснялось, что можно заменить их на муляж, но при аварии в таком случае сохранение здоровья и самой жизни пассажиров никто не может гарантировать.
Что делать, если лампочка airbag мигает, не гаснет или не загорается?
Ремонт не завершён! Неисправность какого-либо из вышеописанных элементов системы. Если не получается исправить самостоятельно обратитесь к мастерам.
Риски и опасности восстановления сработавших подушек
При самостоятельном восстановлении высока вероятность сделать что-то неправильно.
- при ДТП система попросту не сработает;
- в движении подушки откроются самопроизвольно.
Вывод
Восстановление подушки безопасности (точнее, замена только её пиропатрона вместо полной замены) допустима, но вряд ли стоит выполнять ремонт самостоятельно, не имея должного опыта.



