Из чего складывается стоимость автомобиля. Объясняем на пальцах
В цену нового автомобиля, который стоит в салоне, входит не только логистика и налоги, но и желаемая прибыль дилера, и зарплата цепочки его сотрудников. Но сколько же стоит он сам?
Реальную стоимость, разумеется, никто вам честно не скажет. Коммерческая тайна, конфиденциальная информация и так далее. Да и даже если попробовать взглянуть только на производство, много факторов обнаружится и там: от стоимости сырья до выплат по кредитам и долгам предприятия, уровня инфляции и социальных выплат за сотрудников. Это все в цене присутствует изначально.
Без приемов промышленного шпионажа и обращения к калькулятору попытаемся лишь примерно объяснить, из чего же все-таки складывается стоимость автомобиля. Нагляднее всего можно сделать это на примере нашего автопрома. Еще с давних (советских) времен известно, что себестоимость составляет порядка 27-30% от конечной стоимости. Об этом писали издания конца 80-х годов прошлого века.
Сейчас, зная затраты на комплектующие, можно предположить, что примерно 10% от итоговой цены вашей (русской) машины составляет стоимость тех самых комплектующих, а еще 10-15% — это затраты на сборку автомобиля. Все зависит от объема производства, но вместе это выйдет примерно в 25%. Прибавьте еще затраты на разработку, содержание НИИ, брак производства и гарантийные случаи. Это примерно те же 25% от ценника. Итого — 50%, которые вкладываются непосредственно на заводе в конкретную модель.
Есть разные точки зрения. Например, эксперт «АиФ» считает, что себестоимость машины и вовсе составляет не более 20% от конечного ценника.
Плата за бренд — это самая «забавная» добавка в ценник. Часто автомобилисты шутят, что за шильдик Lada АвтоВАЗ еще и доплачивать должен. Хотя считается это для игроков рынка достаточно просто: есть рыночная стоимость любой компании, от которой можно отнять стоимость ее имущества. Это, конечно же, грубо говоря (там может быть более сотни различных факторов), но получится примерная стоимость бренда. Ее можно разделить на количество выпускаемой продукции (минус затраты на выпуск этой продукции), и узнать процент. Некоторые известные компании вкладывают в ценник до 20% именно за бренд. Но у нас иная история. Когда я задавал вопрос об этом господину Андерссону (бывшему главе ВАЗа), он иронично улыбнулся. А вот то, что на продвижение (маркетинг) вкладывается до 20% от конечного ценника, — это реальность. Испытания, краш-тесты, выставки, концепты, реклама на ТВ и «независимые» журналисты дорого стоят, но без этого никак. Добавим эти 20% — и получим уже 70% от ценника.
Далее стоит отметить и вовсе «воздушную» величину, близкую к предыдущей плате за бренд. О ней журналистам как-то рассказал глава BMW в России. На тот момент (2013-2014 год) это был господин Вольфганг Шлимме. Звучит примерно так: «Стоимость машины часто зависит от того, сколько за нее готов заплатить клиент». Так вот, оставшимися 30% от стоимости автомобиля можно на рынке и поиграть. Либо увеличить долю на маркетинг, либо покрывать задолженности предприятия, либо тратить на иные статьи расходов.
Исходя из объемов продаж той же Lada Granta, которая является лидером нашего авторынка, можно делать вывод, что клиент готов платить. А значит, стратегия Волжского автозавода по формированию ценника оправдывается. Стоит отметить, что завод отгружает дилеру машины по максимально возможной выгодной стоимости для себя. Из-за этого маржа дилерской сети может быть даже минимальна.
Ну а как заработать с каждого конкретного клиента побольше — это уже как раз и является проблемой дилера, а не автопроизводителя. При низкой марже на сложном рынке вас обязательно «нагрузят» допами и комплектами, от ковриков и резины до тюнинга и специальных версий. Но это уже другая история.
Сколько стоят подержанные машины: обзор цен
После кризиса автомобильного рынка в 2014 году Россия уже почти «встала с колен» и оправилась, но покупать новые машины по-прежнему невыгодно: цены поднимаются каждый сезон. При выезде из салона авто теряет до 25% стоимости. Рынок же б/у машин то падает, то поднимается, как качели, поэтому есть шанс «ухватить» автомобиль мечты по хорошей цене. А чтобы эту цену знать, важно понимать, сколько стоит машина с пробегом.
Содержание
Из чего складывается цена на авто с пробегом
Спрос рождает предложение: чем популярнее автомобиль, тем больше желающих его приобрести на вторичном рынке. То есть KIA Rio или Hyundai Solaris во второй и третий (если доживет) раз купят быстро и с охотой, чем последнюю модель Lamborghini.
Комплектация и цвет машины тоже влияет на ее стоимость. Например, маленькую красненькую машинку с МКПП будет тяжело продать. Не из-за стереотипа «обезьяны с гранатой», а потому что алые малолитражки создаются для женщин, которые рублем голосуют за «автомат» или «вариатор». Также сложно будет продать премиальный внедорожник без подогрева сидений и обогрева лобового стекла, потому что целевая аудитория таких автомобилей – люди, ценящие комфорт и время. Но если же вы – любитель нестандартных комплектаций («женских» автомобилей с суровой «механикой» или люксовых машин с аскетичным оснащением), то купить «любимицу» по вкусу труда не составит.
Специалисты из аналитического агентства «Автостат» подсчитали, сколько стоит подержанный автомобиль. В России покупатели чаще всего тратят от 300 до 600 тыс. рублей за б/у машину. Так, за первое полугодие самыми продаваемыми марками на вторичном рынке стали автомобили LADA (Samara, Classic), Toyota (Corolla, Camry), Ford (Focus) и Hyundai (Solaris).
Экзотические б/у автомобили до 200 000 рублей
Если вы полагаете, что за такие смешные деньги можно купить только «Ладу», да и то не первой свежести, вы сильно заблуждаетесь. Если сердце требует чего-то «эдакого», чтобы «не как у всех» и бюджет ограничен, а «убитые» «Субару» — это мейнстрим, то спешим на помощь. В этом материале есть все, что нужно.
Знали ли вы, что в такую скромную сумму вписываются:
- Toyota Sera с поднимающимися вверх дверьми, как у McLaren F1;
- Opel Tigra – такой же, как Corsa C, только красивый;
- Ford Probe, который изначально презентовали как бюджетный Mustang;
- Toyota Crown, встречающаяся на выставках ретроавтомобилей;
- Lexus LS 400 – комфортный седан с идеальными характеристиками?
Все еще ищете нержавый и небитый «ВАЗ»? Обратите внимание, сколько стоит каждый из этих подержанных автомобилей, это ведь цена той же «четырнадцатой» с пробегом под сотню километров!
Автомобили до 500 000 рублей
В эту категорию легко вписываются «менеджер-мобили» с пробегом около 30 000 км в год. Скорее всего, владелец перемещался на машине от работы до дома, а по выходным выезжал на природу. Покупался такой автомобиль, наверняка, в кредит. Теперь, когда машина перестала принадлежать банку, самое время ее продать! Стоимость б/у машин класса B обычно не переваливает за 500 тысяч рублей. Комплектации, как правило, базовые, иногда встречаются коробки-«автомат».
Наиболее распространенные б/у автомобили стоимостью до полумиллиона рублей:
- KIA Rio 2009-2010 годов выпуска;
- Hyundai Solaris 2010-2014 годов выпуска;
- VW Polo 1999-2001 годов выпуска;
- Volkswagen Passat 2008-2010 годов выпуска;
- FIAT Doblo 2000-2004 годов выпуска;
- Subaru Forester 2008-2014 годов выпуска;
- KIA Sportage 2000-2005 годов выпуска;
- Nissan Qashqai 2007-2009 годов выпуска;
- Skoda Yeti 2009-2013 годов выпуска;
- VW Touareg 2004-2006 годов выпуска;
- Mitsubishi Pajero 1991-1998 годов выпуска;
- «УАЗ Патриот» 2005-2013 годов выпуска;
- Mitsubishi Outlander 2003-2008 годов выпуска;
- Renault Duster 2010-2014 годов выпуска;
- Volkswagen Tiguan 2007-2011 годов выпуска.
Не ограничивайте себя выбором трех- или пятилетних автомобилей. Некоторые модели с возрастом становятся только лучше, как дорогой алкоголь и знойные мужчины.
Подержанные машины до 1 000 000 рублей
Если за 500 тысяч рублей непросто было найти хороший новый автомобиль, то за миллион даже скудный российский рынок предоставляет массу вариантов – от «китайцев» до «европейцев». Однако все машины будут маломощными, со скромным оснащением и сомнительными отзывами. За ту же сумму рынок подержанных машин предлагает моторы мощнее, комплектации выше, класс комфортнее. Как думаете, за какую стоимость можно купить авто с пробегом люксового класса? Верно, миллиона хватит для почти любой фантазии:
- Ford Mondeo 2007-2010 годов выпуска;
- Toyota Camry 1999-2001 годов выпуска;
- Toyota RAV4 2000-2005 годов выпуска;
- Honda CR-V 1998-2001 годов выпуска;
- Nissan X-Trail 2001-2007 годов выпуска;
- Volkswagen Amarok 2010-2014 годов выпуска;
- Mitsubishi L200 2005-2014 годов выпуска;
- Audi Q7 2005-2009 годов выпуска;
- Volvo XC70 2013-2014 годов выпуска;
- Volvo XC90 2002-2014 годов выпуска.
Хот-хэтч или «малолитражка», знойный седан или семейный кроссовер, покоритель бездорожья или городской щеголь – выбирать, что купить, только вам. Б/у автомобили до 1 миллиона рублей на российском рынке представлены щедро.
Б/у авто до 1 500 000 рублей
За полтора миллиона уже можно выбрать как «полный фарш» в автомобиле D-класса или комплектацию поскромнее, зато со всеми благами автомобилестроения:
- Audi A4 1994-2000 годов выпуска;
- Audi A6 1997-2003 годов выпуска;
- BMW X1 2012-2014 годов выпуска;
- Hyundai Starex H1 1997-2003 годов выпуска;
- BMW X5 2004-2006 годов выпуска;
- Jeep Grand Cherokee 1993-1996 годов выпуска;
- Land Rover Freelander 2004-2006 годов выпуска.
При выборе подержанного авто не обращайте внимание на самые дорогие и самые дешевые варианты. Как правило, они не соответствуют своему техническому состоянию. Сопоставляйте пробег, год автомобиля и его внешний вид.
Найти автомобиль можно через сервис «Автокод Поиск». Он показывает предложения со всех популярных досок («Авто.ру», «Дром», «Авито», «Юла») и помогает найти машину быстрее перекупа. Через «Автокод Поиск» можно проверить историю автомобиля, заказать выездную диагностику, купить полис ОСАГО по выгодной цене и оформить автокредит. Проверка автомобилей осуществляется через «Автокод». Сервис показывает, есть ли у машины ДТП, расчеты ремонтов, залог, скрутка пробега и другие проблемы. После покупки отчета бесплатный доступ к агрегатору «Автокод Поиск» автоматически продлится еще на 7 дней.
Когда найдете машину, которая вам подходит и которую соберетесь брать, перед заключением договора купли-продажи также проверьте владельца авто через специальный сервис. Из отчета авто вы узнаете, есть ли у собственника проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Посмотреть пример отчета
В отношении собственника может быть возбуждено исполнительное производство, которое может привести к ограничениям ГИБДД. Возможна ситуация, при которой судебные приставы направили документы на арест автомобиля в ГИБДД, но на момент сделки автоинспекция не успела получить эти документы или внести данные об ограничениях в базу. Новый владелец покупает юридически чистый автомобиль, а на следующий день у ТС появляются запреты. Пока старый собственник не погасит долги, новый владелец не сможет зарегистрировать машину в ГИБДД.
Выбирайте автомобиль душой, изучайте предложения и наслаждайтесь покупкой!
Из чего складывается цена на автомобиль с пробегом
Люди, которые редко покупают и продают машины, часто удивляются, почему два одинаковых автомобиля с похожим возрастом и пробегом стоят по-разному. Дело в том, что на цену подержанной машины влияет много составляющих и без опыта трудно посмотреть на них комплексно. В этой статье расскажу про факторы, которые влияют на стоимость машины, и поделюсь инструментами, которые помогут оценить авто.
Содержание
Общее состояние автомобиля
В первую очередь на цену автомобиля с пробегом влияет то, насколько хорошо он сохранился и какую сумму нужно вложить в ремонт. Чем лучше состояние, тем дороже машина.
Эксплуатация по-разному сказывается на каждом автомобиле, поэтому на вторичном рынке не бывает двух полностью одинаковых машин. Сейчас я расскажу про составляющие, которые обычно влияют на техническое состояние, но важно понимать, что цену автомобиля определяет всё в совокупности.
Пробег. Считается, что чем больше пробег, тем сильнее износилась машина, а значит, тем меньше её остаточный ресурс. Поэтому автомобиль с бо́льшим пробегом при прочих равных стоит дешевле.
Два автомобиля одинаковой марки, модели, комплектации и года выпуска, но их цена сильно отличается из-за разницы в пробеге
Чтобы узнать реальный пробег машины, можно использовать Автотеку — сервис для онлайн-проверки автомобиля от Авито, в котором доступна история эксплуатации.
Осмотрите салон автомобиля: оцените степень износа руля, боковины водительского кресла, педалей. Подробнее про самостоятельную проверку машину читайте в отдельной статье.
История обслуживания. Чтобы поддерживать автомобиль в хорошем состоянии, его нужно качественно обслуживать — менять масло, фильтры и другие расходники. Если машине своевременно проводили ТО, вероятность, что она сохранилась в хорошем состоянии, выше.
В России рекомендуемая периодичность ТО — каждые 10–15 тысяч км или каждый год, если за это время автомобиль проезжает меньше. Если машина эксплуатируется в тяжёлых условиях, например в городских пробках, много работает в холостом режиме или часто ездит на повышенных оборотах двигателя, обслуживать её стоит чаще — каждые 5–7,5 тысяч км.
Два отчёта Автотеки: в левом 50 записей с историей обслуживания, в правом только 9 и нет информации про обслуживание до 81 тысячи км. История машины из левого отчёта прозрачнее, поэтому при прочих равных она должна стоить дороже, чем авто с правым отчётом
Автомобили с известной историей обслуживания, которая подтверждена документами, стоят дороже, чем машины без неё. Подтвердить факт обслуживания могут отметки в сервисной книжке, отчёте Автотеки и заказ-наряды с чеками на работы, если владелец их сохранил.
Так могут выглядеть заказ-наряды с чеками на обслуживание автомобиля. Это повышает ценность машины
Факты ДТП. Если в истории машины были аварии, это снижает её ценность, поэтому автомобили без ДТП при прочих равных стоят дороже.
Но для технического состояния важен не факт ДТП, а то, насколько сильно машина пострадала. Если итог аварии — небольшие царапины, такое происшествие не сильно скажется на цене, а если удар был мощным, ценность автомобиля заметно снизится даже после ремонта.
Так выглядят отметки о ДТП в отчёте Автотеки
Чтобы понять силу аварии, важно обращать внимание на три вспомогательных фактора.
❗ Крашеные элементы. Если у машины есть перекрашенные детали, она будет стоить дешевле, чем модель в заводском окрасе. Считается, что перекрас — признак происшествия, которое случилось с машиной, а ещё если деталь сделали некачественно, со временем краска может испортиться, а кузов начнёт ржаветь.
Важно учитывать, какие детали красили повторно и почему это произошло. К перекрасу крыльев, бампера и капота относятся лояльнее, чем к крыше и внутренним элементам кузова. Покрасить крыло и бампер могли из косметических целей, например, чтобы убрать царапины после неудачной парковки или избавиться от сколов. А крышу и внутренние элементы кузова обычно красят после серьёзных аварий, поэтому машины с такими окрашенными деталями точно должны стоить дешевле.
Ещё один фактор — количество окрашенных деталей: один или два элемента не так сильно снижают цену, как пять или шесть. Логика такая: чем больше деталей перекрасили, тем сильнее было ДТП.
❗ Расчёты ремонта. Это оценка стоимости запчастей и работ, которые потребуются, чтобы восстановить машину. Данные сохраняются в базах страховых компаний и сервисов и попадают в отчёт Автотеки. Благодаря им можно косвенно оценить характер повреждений, которые автомобиль получил в ДТП.
Сам факт расчётов не означает, что автомобиль получил повреждения и его ремонтировали. На сервисе или в страховой компании могли ошибиться с VIN-кодом и посчитать ремонт похожей машины. Поэтому важно сопоставлять расчёты стоимости ремонта с датой аварии. Если между ними 2–3 месяца, скорее всего, расчёт и ДТП связаны.
Так выглядят расчёты стоимости ремонта в отчёте Автотеки
Если нажать на кнопку «Посмотреть подробности», можно узнать, какие работы и детали вошли в расчёт, и косвенно сделать выводы о силе повреждений в аварии.
Так выглядят подробности по расчёту в отчёте Автотеки
❗ Страховые выплаты. Если в истории машины есть страховые выплаты, значит, она участвовала в ДТП. Чем больше сумма, тем вероятнее, что повреждения были серьёзными.
За эту машину страховая компания выплатила 2,37 млн ₽ компенсации. Вариант с такой историей должен стоить на вторичке заметно дешевле аналогичной машины без выплат
Найти информацию о страховых выплатах можно с помощью Автотеки. В отчёте будет указано, в каком статусе машина участвовала в ДТП — в роли виновника или пострадавшего. В зависимости от этого можно по-разному трактовать сумму выплат и повреждения.
Статус «Был потерпевшим» значит, что выплаты по страховке адресованы хозяину автомобиля и косвенно отражают тяжесть повреждений. У виновника такой картины не будет, если машина не была застрахована по каско, а по ОСАГО он не получит никаких выплат за свой автомобиль.
На Авито есть инструменты, которые помогают оценить рыночную стоимость машины. Если нужно прицениться к конкретной машине с учётом её параметров, воспользуйтесь страницей оценки. Алгоритм пока не учитывает состояние, но принимает во внимание, как быстро и по какой цене в заданном регионе продавались похожие автомобили, находится ли машина в залоге и имеет ли ограничения на регистрационные действия.
Юридическая чистота
Кроме технических факторов, на цену автомобиля влияет его юридический статус. Машина может быть в отличном техническом состоянии, но с проблемными документами. Сейчас расскажу обо всём по порядку.
Дубликат ПТС. При прочих равных автомобиль с оригинальным ПТС должен стоить дороже, чем с дубликатом. Его выдают, если оригинал потеряли или в нём закончилось место.
Дубликат ПТС, который выдали, когда в старом закончилось место, снижает цену, потому что это означает, что машина сменила шесть владельцев.
Если дубликат ПТС выдали, потому что оригинал потеряли, цена машины должна быть значительно ниже, так как покупатель рискует потерять в сделке и деньги, и автомобиль. Узнайте подробнее о рисках при такой покупке и о других потенциальных проблемах с документами авто с пробегом:
Залог. Машину в залоге можно продавать и покупать, но это рискованно. Если продавец перестанет платить по обязательствам, кредитор может заявить право на залоговый автомобиль, если у машины новый владелец.
Ограничения на регистрационные действия. Если у собственника машины есть долги по штрафам, налогам или право на автомобиль оспаривают в суде, госорганы наложат ограничения на регистрационные действия. Снять и поставить такой на автомобиль на учёт в ГИБДД нельзя, пока ограничения не будут сняты — для этого надо закрыть долги по штрафам и налогам или разрешить судебные споры. Лучше не покупать машину до этого момента.
Розыск. Автомобиль может находиться в розыске, потому что на него поступило заявление об угоне или он замешан в преступлении. Машины в розыске тоже продают в интернете — чтобы это сделать быстрее, злоумышленники могут снижать цену.
Используйте Автотеку, чтобы получить полный отчёт с информацией о машине. Промокод на покупку 5 отчётов со скидкой: CHECK10
Ликвидность
У разных марок и моделей — разная скорость продажи. Одну машину все хотят и покупают через час после публикации объявления, а другая всё ещё продаётся через два месяца. Эту характеристику называют ликвидностью: чем ликвиднее автомобиль, тем больше людей хотят его купить и тем выше его цена.
Например, корейский седан Kia Cerato обычно стоит дороже и продаётся быстрее, чем его французский одноклассник — Citroen C4, притом что возраст, история и состояние у них могут быть одинаковыми.
Автомобили одного класса и года выпуска с похожим пробегом сильно отличаются по цене. Это объясняется в том числе разной ликвидностью: спрос на Citroen меньше, чем на Kia — и это отражается на цене
Разница в ликвидности может возникать из-за нескольких причин. Например, одна марка более узнаваемая, чем другая, и поэтому ей больше доверяют. Или на первичном рынке автомобиль одного бренда продавался бо́льшими тиражами, чем другого, и поэтому на рынке складывается мнение, что первый лучше.
Ликвидность распространяется не только на модели, но и на модификации и комплектации. То есть отдельные версии одной модели могут быть более и менее ликвидными. Вот почему так происходит:
Надёжность. Когда говорят о надёжности, обычно подразумевают, что машина не будет досаждать неожиданными поломками. При этом у одной модели могут быть удачные и неудачные версии. Например, у кроссовера Mazda CX-7 есть модификация с турбодвигателем 2,3 литра, у которой часто выходит из строя турбина. Версия этой же модели с безнаддувным мотором 2,5 литра не имеет таких проблем и при прочих равных стоит дороже, чем CX-7 с турбодвигателем.
Версия с более надёжным и менее мощным двигателем стоит заметно дороже, чем капризная модификация с турбиной
Чтобы узнать о проблемах конкретных моделей и модификаций, рекомендую изучить обзоры в интернете, позвонить в профильный сервис или почитать отзывы реальных автовладельцев на Авито.
Стоимость владения. Чем дешевле эксплуатировать автомобиль, тем больше он ценится на вторичке.
Например, модели с двигателем мощнее 250 л. с. в России дешевле, чем менее мощные модификации. Причина в том, что транспортный налог для машин мощнее 250 л. с. считается по другой ставке. Разница в мощности может быть в несколько сил, а разница в сумме налога — более чем в два раза. Например, налог на бензиновый Porsche Macan с мотором на 252 л. с. в Москве составит 37 800 ₽ в год, а на дизельный мощностью 245 л. с. — 17 150 ₽ в год. Поэтому дизельная версия дешевеет медленнее и продаётся быстрее.
Оснащение. Автомобили одной и той же марки и модели могут отличаться по цене из-за комплектации. Набор опций делает машину комфортнее, безопаснее и престижнее.
Например, Volkswagen Tiguan в максимальной комплектации Highline с электроприводом передних сидений, бесключевым доступом, кнопкой пуска двигателя, адаптивным круиз-контролем, панорамной крышей и другими опциями дороже кроссовера того же года с похожим пробегом, но в начальной комплектации Trendline, без вышеперечисленных опций.
Два кроссовера VW Tiguan одного поколения, года выпуска, с похожим пробегом, но в разных комплектациях сильно отличаются по цене
Возраст. Чем свежее машина, тем дороже она оценивается. Логика такая: каждый год эксплуатации сказывается на состоянии автомобиля — узлы и агрегаты вырабатывают ресурс. В зависимости от марки, модели, класса и востребованности автомобиля разные машины дешевеют с разной скоростью. Популярные и надёжные могут терять в цене несколько процентов в год, а премиальные и технически сложные — даже несколько десятков процентов.
Рестайлинги и смена поколений усиливают влияние возраста на цену. Время от времени автопроизводители обновляют модели — слегка освежают внешность текущей генерации или выпускают полностью новое поколение, которое от прошлого может отличаться не только дизайном, но и начинкой. В этом случае более актуальная версия будет стоить дороже, даже если у них одинаковый год выпуска, пробег и состояние.
Слева Audi Q5 после рестайлинга, справа — такой же кроссовер до рестайлинга. Годы выпуска и пробег сопоставимы, но цена отличается
Региональные особенности рынка
На цену влияет специфика региона, поэтому одна и та же машина в разных частях России будет отличаться по цене. Вот от чего это зависит.
Соотношение спроса и предложения. Чем больше выбор автомобилей, тем выше конкуренция среди продавцов и ниже цены. Например, в Москве в продаже может быть 20 автомобилей определённой марки и модели, а в регионе — одна. Поэтому в Москве они будут стоить дешевле.
Помимо количества предложений, на цены влияет и спрос, который во многом зависит от экономического потенциала региона. В региональных центрах, например в Тюмени, Казани, Екатеринбурге, Краснодаре или Новосибирске, предложений может быть не так много, но при этом платёжеспособный спрос есть, поэтому цены могут быть выше, чем в Москве. И наоборот — в регионах с низкими доходами населения цены на машины обычно ниже.
Условия эксплуатации. В разных регионах отличаются условия эксплуатации. Это влияет на состояние автомобилей и предпочтения покупателей. Например, в Санкт-Петербурге сырой климат, поэтому машины там быстрее ржавеют и с возрастом дешевеют сильнее, чем на юге России.
Сколько на самом деле стоят автомобили: себестоимость производства
Ловкость рук и никакого мошенничества или холодный расчет?
Вы задумывались, сколько на самом деле стоят автомобили? Какова себестоимость новых транспортных средств, выходящих с линии автозавода? Вы наверняка знаете, что в каждой стране стоимость одинаковых моделей может существенно отличаться. Но почему подобное происходит? Неужели автопроизводители применяют для каждого авторынка свое ценообразование? И могут ли автомобильные компании продавать некоторые модели в убыток? Давайте рассмотрим вопрос более подробно и узнаем, из чего же складывается себестоимость производства автомобилей и конечная отпускная цена новых автомобилей.
Во-первых, все зависит от объема производства. Есть несколько значительных постоянных затрат любого автозавода. Например, главное – это оснастка (пресс-формы, приспособления и оборудование, необходимое для изготовления деталей автомобиля). Стоимость оснастки для обновления модели обычно составляет около 200 миллионов долларов. Для нового поколения автомобиля (новый кузов/новая платформа и т. п. – обычно каждые 5-7 лет) необходимо уже как минимум 600 миллионов долларов.
Таким образом, если вы продаете, к примеру, 1 миллион автомобилей, стоимость затрат для новой оснастки на каждую новую машину будет составлять в среднем от 200 до 600 долларов. Если объем производства упадет до 100 000 автомобилей, соответственно, затраты на оснастку в пересчете на каждый выпущенный автомобиль будут составлять от 2000 до 6000 долларов. При небольшом объеме производства автопроизводитель может, конечно, перейти на более дешевую оснастку и инструмент для изготовления деталей не в огромном количестве (от чего может либо пострадать качество выпускаемых деталей, либо надежность самого оборудования). Но все равно даже при более дешевой оснастке производство окажется очень дорогим.
Плюс помимо оснастки, оборудования, инструмента добавьте сюда себестоимость материалов, из которых изготавливаются компоненты автомобилей. Например, средние цены рулонной стали в России сегодня составляют 550 долларов за тонну. По состоянию на 1 февраля 2019 года стоимость 1 тонны алюминия на бирже составляет 1897 долларов. Кроме того для производства автомобилей нужен пластик, который также стоит немало (в зависимости от качества материала). Например, небольшой легковой современный автомобиль эконом-класса в среднем весит 1360 кг. Стоимость же всех материалов для изготовления недорогого автомобиля с таким весом составит примерно 2000-3000 долларов.
Теперь нужно еще учесть затраты на сборку. Если на сборку уходит около 16 часов (при условии, что на линии не так много автоматизированного оборудования), то в среднем при продвижении по линии на сборку будет затрачиваться от 40 до 60 долларов в час (сдельная заработная плата работникам сборочной линии, электричество, расходники, другие накладные расходы). В итоге за 16 часов на один автомобиль будет затрачено 640-960 долларов.
Также нужно не забывать, что в автомобиле помимо пластика и металла есть множество подсистем (приборные панели, сиденья, двигатель, трансмиссия, проводка, датчики и т. д.), собранных в другом месте/цехе, в процессе производства которых также были трудозатраты. Таким образом, добавьте к себестоимости сборки еще 1-2 тыс. долларов.
Кроме того имейте в виду, что содержать сборочный завод недешево. Плюс нужно откладывать с прибыли будущие затраты на амортизацию оборудования. Дело в том, что каждые 20-30 лет на заводе желательно менять оборудование из-за естественного износа (амортизация), а также чтобы идти в ногу со временем, запуская новые высокотехнологичные высококонкурентные платформы.
Если вы производите миллион автомобилей в год, это 30 миллионов автомобилей за 30 лет. Так, из расчета на один автомобиль автомобильной компании с каждой проданной машины нужно будет откладывать где-то от 100 до 500 долларов для инвестиций в инфраструктуру и оборудование завода.
Плюс, конечно же, у любой автомобильной компании есть неизбежные инженерные расходы. К сожалению, об этих вложениях нам неизвестно (все автомобильные компании держат эту информацию за семью печатями). Но в любом случае эти затраты колоссальны. Ведь любой компании нужно создавать конкурентные, эффективные, надежные, качественные, технологичные и энергоэффективные автомобили.
Есть экспертные отчеты, которые говорят, что крупные автомобильные компании тратят на разработку новых моделей от 500 миллионов до 1 миллиарда долларов. То есть от 500 до 1000 долларов за машину при выпуске 1 млн штук в год. И все это только на инжиниринг. Как вам? А теперь представьте, как увеличиваются расходы из расчета на один автомобиль, если объем ежегодного серийного производства упадет до 100 000 автомобилей.
Так что автомобильное производство – очень сложный бизнес. Намного проще создавать компьютеры, планшеты и смартфоны. Хотя общего здесь также много. Например, сделали неудачный дизайн автомобилю – вам гарантированы колоссальные потери. Особенно сложно создать и запустить производство недорогих автомобилей (например, эконом-класса). Надо отдать должное автомобильным компаниям, которые каким-то чудом выпускают недорогие автомобили, где прибыль автобренда часто граничит с убытками.
Тем более что сегодня автомобили могут служить достаточно долго. Вы посмотрите, что получается. Сегодня средняя мировая стоимость нового автомобиля составляет 25 000 долларов. В России, например, это значение чуть больше 1,3 млн рублей. Автомобили при хороших раскладах без проблем прослужат среднестатистическим водителям от 15 до 20 лет (и с большой вероятностью, новые автомобили без проблем проедут не менее 320 000 км (а в большинстве случаев и более 500 тыс. км)). Купив автомобиль, допустим, за 25 000 долларов, за весь срок его службы потребителю покупка машины в итоге обойдется в 0,07 долларов за километр. В России это значение в среднем составит около 4 руб./км.
Для сравнения: средняя стоимость новых автомобилей в мире в начале 1970-х годов составляла 4000 долларов (что эквивалентно 22 тысячам долларов сегодня). Однако автомобили тех лет редко преодолевали 160 000 км. Таким образом, в те годы потребителю автомобиль за 1 км пройденного пути обходился в два раза дороже. Естественно, автомобильные компании получали больше прибыли при продаже новых машин, чем сегодня.
Почему в разных странах один и тот же автомобиль стоит по-разному (иногда разница существенная)?
Вспомните, что происходило, когда рубль резко обесценился по отношению к доллару, евро и другим мировым валютам? Да, наша национальная валюта обесценилась почти в три раза на пике паники на Российской валютной бирже.
В итоге многие импортные товары быстро подорожали в два раза как минимум. Но посмотрите, что же произошло с импортными автомобилями? В том числе с теми, которые не производятся на территории России, а импортируются из других стран. Вы будете удивлены, но автомобили в пик кризиса не подорожали в два раза. Мало того, если вы откроете статистику стоимости новых автомобилей в 2015 году, вы не обнаружите увеличения цен даже на 20 процентов. Но как же так? Ведь автомобильные компании должны были пересмотреть рублевые цены на свою продукцию сразу после обесценивания российской валюты. Однако, как известно, этого не произошло.
Это лишний раз доказывает, что стоимость автомобилей на разных рынках регулируется сложными расчетами автомобильных компаний. Да, конечно, местные ценники на новые автомобили часто жестко привязаны к курсу национальной валюты. Но тем не менее в острые фазы кризиса все автомобильные компании умеют держать цены.
Почему же на начальном этапе кризиса автомобильные компании не пошли на резкое увеличение цен на свою продукцию? А все дело в том, что это бы уничтожило авторынок России, который уже в начале кризиса постоянно падал. Плюс, судя по всему, стоимость новых автомобилей в России еще до начала кризиса была завышена. Вот у автомобильных компаний и была возможность начать постепенную переоценку позже, а также растянуть ее во времени. Кстати, последствия обвала рубля на авторынке ощущаются и сегодня, когда чуть ли не ежемесячно многие автомобильные компании повышают цены на новые автомобили.
В целом же на цены на разных рынках влияет себестоимость производства автомобиля на определенном рынке. Например, произвести автомобиль в Европе стоит намного дороже, чем в России, где средняя заработная плата в разы ниже, чем в Евросоюзе. Плюс стоимость энергозатрат в Европе существенно выше, чем в России (несмотря на рост стоимости электроэнергии, 1 кВт/час в нашей стране считается самым низким в Европе).
В целом же для любой автомобильной компании в стоимости нового автомобиля должны отразиться все затраты, связанные с его выпуском. Плюс нужно заложить 8-9% прибыли. То есть максимальная наценка на автомобиль многих автомобильных компаний. Этого достаточно, чтобы поддерживать и развивать компанию.
По данным же журнала Forbes, валовая прибыль большинства производителей составляет 10-15%. Но, например, по их мнению, у компании Тойота валовая прибыль немного выше, так как у них лучшие показатели в отрасли.
Также не стоит забывать, что некоторые дилерские сети автопроизводителей имеют право делать на продаваемые автомобили свою торговую наценку. Правда, чаще всего за продажу автомобилей автомобильные компании выплачивают дилерам вознаграждение по итогу продаж. Таким образом, автопроизводитель хочет, чтобы дилеры продавали автомобили по отпускным заводским ценам. Естественно, некоторые дилеры хитрят. Но это уже другая история.
Так что, чтобы узнать реальную себестоимость нового автомобиля, зайдите на официальный сайт автопроизводителя и загрузите конфигуратор. Выберите интересующей вас автомобиль и его опции, получив итоговую стоимость нового авто. Далее смело отнимите от этой цены 15% и вы получите достаточно близкую себестоимость новой машины (затраты на выпуск одного автомобиля).