Втягивающее реле стартера – проверка и ремонт
Втягивающее реле стартера подает ток на мотор стартера, а также выталкивает бендикс. Это значит, что в тот момент, когда стартер начинает вращаться, его бендикс выталкивается. По сути, разобраться в работе стартера несложно. Сегодня мы поможем вам понять, как работает втягивающее реле, как проверять данный элемент и ремонтировать его.
Устройство втягивающего реле и принцип функционирования
В стартере втягивающее реле вводит в зацепление венец маховика с бендиксом. Вся работа базируется на принципах элетромагнетизма. Сердечник, который выполнен как полая трубка, внутри которой расположен якорь, оснащен обмоткой в виде проволоки. Ток в катушке создает электромагнитное поле, в результате появления которого происходит вхождение якоря в сердечник. После того как ток перестает подаваться, якорь может двигаться свободно.
В состав втягивающего реле стартера входят: корпус; магнит с обмотками; якорь; контакты; возвращающая пружина. Магнит в реле выполнен в виде пары катушек – втягивающей и удерживающей. Втягивающая катушка реле подключена к электрическому мотору и клемме управления, а вот удерживающая подключена к выводу управления и контактирует с корпусом. Когда на контакт управления подается питание, в катушке возникает магнитная индукция, что приводит к появлению магнитного поля. В результате этого якорь сжимает возвратную пружину. В этот же момент происходит вращение бендикса, который соединяет стартер с автомобильной АКБ. В то время, когда контакты замыкаются, втягивающая обмотка получает питание от клеммы «+», останавливается выработка тока на катушке, однако на якорь воздействует поле удерживающей катушки, поэтому он остается внутри. Когда силовой агрегат автомобиля запускается, происходит отключение питания, из-за чего якорь возвращается в изначальное положение под действием возвратной пружины. Происходит размыкание контактов, из-за чего бендикс может выйти из зацепления.
Распространенные поломки втягивающего реле
Основные причины выхода из строя втягивающего реле стартера следующие: Физический износ. Выгорание контактных пластин. Разрушение компонентов. Сгорание обмотки. Как определить, что втягивающее реле вышло из строя:
Двигатель запускается, но стартер не хочет отключаться, постоянно вращаясь. В это время вы слышите характерное жужжание. Стартер вращается после запуска, однако не может запустить двигатель. Когда ключ в замке зажигания поворачивается в изначальное положение, слышен щелчок включения стартера, но вращаться он не хочет. Как проверить втягивающее реле стартера Как уже упоминалось выше, работа втягивающего реле, а также самого стартера основывается на принципе электромагнетизма. Когда напряжение подается на обмотки, реле воздействует на якорь. Он, в свою очередь, изменяет положение шестерни бендикса, чтобы она зацепилась с венцом маховика. В это же время замыкаются контакты, обеспечивающие подачу напряжения на обмотки стартера. Для того чтобы двигатель автомобиля запустился, всё это должно произойти очень быстро. Если хотя бы один из элементов работает неправильно, завести автомобиль вы не сможете. Для проверки реле стартера вовсе не нужно снимать данный элемент с автомобиля. Эксперты советуют замкнуть контактные болты, расположенные на задней части реле, воспользовавшись куском провода либо металла. В результате этого вы обеспечите подачу тока на обмотки стартера. Если это привело к вращению стартера, можно прийти к выводу, что стартер работает нормально, а проблема кроется в самом реле. Если же втягивающее щелкает стартер не крутит, это свидетельствует о том, что реле, вероятно, рабочее, а причину поломки надо искать непосредственно в стартере.
Ремонт втягивающего реле стартера
Если вы пришли к выводу, что тяговое реле стартера вышло из строя, необходимо выполнять его ремонт. Сразу хотим отметить, что в большинстве случаев гораздо проще заменить данный элемент, чем восстанавливать его работоспособность. Многие производители изготавливают неразборные реле для того, чтобы сделать этот узел наиболее надёжным. В таких ситуациях придется просто менять втягивающее реле на новое. Если же стартер в вашем авто оснащен разборным реле, можно отремонтировать его своими силами. Нередко реле не работает по следующим причинам: механический привод износился и вышел из строя; в обмотке произошло замыкание; «пятаки» или контакты обгорели. Определить каждую из вышеперечисленных неисправностей можно после разборки. Правда, для определения целостности обмоток придется воспользоваться омметром. Во время измерения сопротивления между окончаниями провода и корпусом данный показатель должен составлять минимум 10 кОм. В противном случае произошло замыкание обмоток, поэтому нужно будет идти в магазин за новым реле.
Установка нового либо восстановленного реле осуществляется в обратной демонтажу последовательности. У многих автолюбителей на данном этапе возникает проблема, которая заключается в том, как подключить реле стартера. Для того чтобы избежать таких неприятностей, советуем предварительно пометить отключенные клеммы. Прежде чем установить реле, не забудьте тщательно зачистить контакты, а также обезжирить их.
Втягивающее реле это часть стартера. С помощью втягивающего реле стартер включается, легким поворотом ключа зажигания.
Втягивающее реле предназначено для того, чтобы замыкать контакты большого тока (ток стартера 200 Ампер), с помощью маленького управляющего тока.
Цепь управления проходит через замок зажигания, ток управления порядка 50 ампер, что позволяет использовать относительно тонкие провода.
На схеме стартера управляющая цепь показана красным проводом. см. схемы стартеров
Стальной сердечник втягивается магнитным полем, которое создается обмотками втягивающего реле.
При включении стартера замком зажигания, ток протекает в обмотках втягивающего реле. Обмотки создают сильное магнитное поле, которое скачком втягивает сердечник. Сердечник сначала задвигает бендикс в зацепление с маховиком, а потом замыкает силовые контакты, появляется основной ток стартера, который и раскручивает его.
Вот и все описание работы схемы стартера и втягивающего реле.
Многих смущает вопрос, зачем две обмотки, почему нельзя сделать так, чтобы была одна обмотка, намотать проще, устройство проще, а значит надежнее.
Можно. Раньше выпускались однообмоточные реле. Например, для старых жигулей применялся стартер СТ221, на нем могло стоять однообмоточное втягивающее реле. При этом никаких проблем не было, все работало нормально.
Однако, все современные втягивающие двухобмоточные.
Посмотрим схему втягивающего реле.
При включении контактов стартера в замке зажигания, появляется ток втягивающего реле, он приходит в одну точку на крышке реле и далее разветвляется на две обмотки. Более толстая — втягивающая обмотка, потребляет примерно 40 Ампер, удерживающая обмотка потребляет примерно 10 Ампер. В сумме втягивающее потребляет примерно 50 Ампер. Силы магнитного поля такого тока вполне достаточно, чтобы сердечник скачком втянулся (слышно громкий щелчок). Силовые контакты замыкаются и через них протекает ток самого стартера.
И все же, зачем две обмотки во втягивающем реле?
Посмотрим схему, которая показывает работу втягивающего когда стартер включился и крутит.
.
Из этой схемы видно, что при замкнутых силовых контактах втягивающая обмотка отключается.
Зачем это нужно?
В момент включения стартера, втягивающее должно обеспечить большое усилие, чтобы сдвинуть бендикс, преодолеть сопротивление возвратной пружины и ударно замкнуть силовые контакты. Чтобы получить такое сильное магнитное поле нужен ток 50 Ампер. Но когда бендикс сдвинут, а контакты замкнуты, сердечник надо только удержать, для этого достаточно всего 10 Ампер. Поэтому сделано две обмотки, сначала работают обе, выполняют тяжелую задачу — сдвинуть сердечник, а потом остается только одна удерживающая, а более мощная — втягивающая отключается.
Как это делается.
Почему после замыкания контактов втягивающая обмотка престает потреблять ток?
Втягивающая обмотка включена последовательно со стартером. и сначала, пока контакты не замкнулись, ток идет через втягивающую обмотку и через стартер. Можно было бы пустить ток втягивающего сразу на массу, но его специально пускают через стартер. Когда силовые контакты замкнулись, ток начинает идти, через эти контакты, то есть, по цепи меньшего сопротивления, и идти через обмотку втягивающего уже не может. Это называется шунтирование, или пускание мимо. Посмотрим упрощенную схему шунтирования втягивающей обмотки
Что дает отключение втягивающей обмотки?
Если при запуске двигателя стартер потребляет 250 Ампер, это очень большой ток — на пределе возможностей аккумулятора (особенно во второй половине его жизни), при отключении втягивающей обмотки, эти ненужные втягивающему реле 40 Ампер может забрать сам стартер. В теплую погоду с заряженным аккумулятором это будет незаметно, но если холодно и запуск становится проблемным, эти лишние 40 Ампер помогут стартеру прокрутить двигатель.
3 способа проверки втягивающего реле
Стартер
Втягивающее реле – это составной элемент стартера, обеспечивающий плавный пуск электрической машины. Сбои в работе механизма сопровождаются трудностями при пуске мотора. При поломке втягивающего, ДВС не запустится. Рассмотрим из чего состоит реле, как выявить и устранить неисправность.
Немного теории о втягивающем реле
Втягивающее реле стартера – электромагнитная катушка, выполняющая следующие опции в системе зажигания:
- подвод шестеренки бендикса к зубьям маховика;
- откидывание шестерни в первоначальное состояние по факту пуска ДВС.
Конструкция втягивающего проста, но неисправность любой детали блокирует пуск мотора.
Функции
Втягивающее устройство выполняет следующие функции:
- Перемещение шестерни бендикса к зубьям венца маховика – движение шестерни обеспечивается перемещением якоря внутри реле. Якорь представляет собой цилиндр из металла, на конце которого установлена вилка. Она соединена с бендиксом. Цилиндр двигается под воздействием электромагнитного поля, создаваемого втягивающей обмоткой.
- Подвод «+» от аккумулятора к обмотке стартера – плюсовой знак в цепи стартера имеет разрыв на втягивающем устройстве. Замыкание цепи обеспечивается контактной пластиной, расположенной внутри механизма. Она замыкается при втягивании сердечника. Что сопровождается вращением стартера, и отключением втягивающей катушки, подключенной к массе.
Как работает
Разберем подробнее конструкцию и как работает втягивающее реле стартера. Оно состоит из:
- электромагнита – втягивающая и удерживающая катушка;
- электрической цепи – проводники, контакты, обеспечивающие подачу питания от АКБ к пусковому устройству;
- сердечник с возвратной пружиной.
Подвод напряжения на тяговое происходит при повороте ключа в замке зажигания. В обмотках наводится электромагнитное поле, приводящее в движение сердечник внутри реле. Одновременно сжимается возвратная пружина.
На конце сердечника установлена специальная вилка, которая выводит шестерню бендикса в сцепку с маховиком. По факту сцепки замыкаются контакты (так называемые пятаки) внутри тягового. Через них напряжение подводится к стартеру. Одновременно снимается питание со втягивающей обмотки, а сердечник фиксируется удерживающей катушкой.
При возвращении ключа зажигания в предыдущее положение, цепь питания тягового разрывается, и стартер прекращает крутиться. Сердечник возвращается в исходное состояние вместе с вилкой. Последняя утягивает за собой бендикс, выводя его шестерню из зацепления с маховиком.
Схемы
Схема втягивающего Схема работы
Признаки выхода из строя
Поврежденное тяговое реле определяется по характерным признакам:
- Силовой агрегат заводится не с первого раза, либо вообще не реагирует на поворот ключа в замке зажигания.
- Скорость вращения пускового устройства не снижается, несмотря на успешный запуск ДВС – слышно сильное жужжание стартера.
Причины неисправности втягивающего реле
К основным причинам неисправности втягивающего реле относятся:
- механическое разрушение, подгорание, уменьшение площади соприкосновения или прилипание пятаков;
- короткое замыкание, обрыв в удерживающей или втягивающей катушке;
- деформирование, снижение упругости возвратной пружинки.
Как проверить втягивающее
При перебоях в функционировании стартера, не стоит спешить со съемом устройства с автомобиля. Первоначально рекомендуется проверить работоспособность тягового. Рассмотрим доступные и эффективные методы, как проверить втягивающее на установленном стартере и после демонтажа.
При запуске двигателя
Для проверки тягового при пуске ДВС, следует прислушаться к стартеру. Если слышен щелчок, то механизм исправен. Щелчок раздается после подачи питания на пусковое устройство из-за быстрого перемещения сердечника внутри реле. Отсутствие характерного звука указывает на поломку.
При наличии щелканья, но отсутствии вращения стартера, проверяется состояние контактных поверхностей пятаков.
Мультиметром
Проверка удерживающей катушки втягивающего реле мультиметром состоит из следующих операций:
- На мультиметре выбирается режим измерения сопротивления.
- Одна контактная ножка измерительного прибора присоединяется к управляющей клемме тягового, а вторая к металлической части корпуса. При фиксации сопротивления, делается вывод об исправности удерживающей обмотки.
- Далее ножка мультиметра с корпуса переносится на нижний контактный болт. Предварительно отключается проводник, идущий на обмотку стартера. Целостность катушки подтвердит наличие сопротивления.
Фиксация прибором нулевого значения сопротивления свидетельствует об обрыве или коротком замыкании обмотки на корпус.
Стоит учитывать, что при межвитковом замыкании в обмотке, мультиметр будет показывать сопротивление. Но тяговое отрабатывать не будет. Вместе замыкания нарушается изоляция проводников. При подаче напряжения, протекающий ток через воздушный промежуток, где повреждена изоляция, замыкается на корпус. Магнитный поток не создается, и стартер не крутит. Диагностика межвиткового замыкания требует дополнительного оборудования. Либо используется методика проверки аккумулятором.
Аккумулятором
Перед диагностикой тягового аккумулятором, следует снять механизм с пускового устройства.
Для подготовки схемы понадобится АКБ, проводники и два выключателя для разрыва цепи (ВК1 и ВК2). ВК1 выполняет роль замка зажигания. ВК2 – имитатор смены полюсов.
Сборка схемы ведется на верстаке. От минусовой клеммы батареи провод через выключатель ВК2 подключается к нижнему контактному болту втягивающего. С данного контакта подается питание на обмотку стартера. Также минус подсоединяется к корпусу реле.
Проводник от плюсовой клеммы АКБ подключается через выключатель ВК1 к управляющему контакту тягового.
Исправность обмоток проверяется следующим образом:
- Поочередно включается ВК2 и ВК1 – сердечник должен втянуться, что подтверждает работу втягивающей и удерживающей катушек.
- Отключается ВК2 – снимается питание с втягивающей обмотки. Сердечник остается втянутым за счет работы удерживающей катушки.
- Отключается ВК1 – якорь отпадает в первоначальное состояние.
При фиксации отклонений в работе втягивающего, делается вывод о повреждении обмоток.
Ремонт своими руками
Большинство современных машин комплектуются неразборным втягивающим стартера. Что обусловлено следующими нюансами:
- Надежность и повышение ресурса – неразборная конструкция механически лучше защищена от воздействия внешних факторов.
- Дополнительная прибыль для поставщиков запасных частей – сборная конструкция гораздо дороже, чем замена одной неисправной детали.
При комплектации автомобиля неразборной модификацией, наилучший выход из ситуации один – смена целиком. Для подбора замены неисправного втягивающего реле стартера используется марка и технические характеристики устройства. Более надежный способ – взять с собой поломавшийся механизм в магазин автомобильных запчастей.
Разборные модификации втягивающего возможно отремонтировать самостоятельно. Некоторые умельцы ремонтируют и неразборные конструкции. Но для ревизии доступна только контактная часть. Также нет смыла в восстановлении перегоревших обмоток втягивающего устройства.
Втягивающее реле
Назначение втягивающего реле стартера: втягивающее реле (его еще называют тяговое реле) предназначено для подачи тока управления на мотор стартера для осуществления выталкивания бендикса стартера в зацепление с маховиком. Реле стартера достаточно прост в конструкции, но его неисправность приведет к проблемам с запуском двигателя.
Устройство втягивающего реле
Итак, с назначением мы разобрались, тяговое реле служит для введения бендикса в зацепление с маховиком. Работа втягивающего реле основана на принципах электромагнетизма.
Устройство втягивающего реле.
Втягивающее реле состоит из: 1) корпуса ; 2) якоря, 3) магнита с двумя обмотками , 4) возвращающей пружины 5) контактов.
Магнит выполнен в виде двух катушек: одна катушка является удерживающей, вторая — втягивающей. Удерживающая катушка соединяется с выводом управления и соединена с корпусом. Втягивающая катушка соединена с клеммой управления и электродвигателем.
Когда к контакту управления стартера поступает ток, в катушке образуется магнитная индукция, которая приводит к образованию магнитного поля. Магнитное поле воздействует на якорь, который сжимает возвратную пружину. При этом якорь вращает бендикс, соединяющий стартер с аккумулятором.
Во время замыкания контактов втягивающая обмотка питается от плюсовой клеммы, на катушке перестает генерироваться ток, а якорь удерживается полем катушки. После запуска двигателя питание не подается и возвратная пружина выталкивает якорь обратно в первоначальную позицию. Контакты размыкаются и бендикс выходит из зацепления.
Неисправности втягивающего реле стартера
Одними из самых распространенных неисправностей реле стартера является выгорание контактных пластин реле, сгорание обмотки, разрушение материалов реле стартера.