Как устроен шеринг электросамокатов
Бизнес шеринга электросамокатов в России, как, впрочем, и во всем мире, зародился относительно недавно. Он появился и сформировался буквально пару лет назад, а с этого года — он получил полную легализацию и законодательную базу в РФ.
В первую очередь этот бизнес, как бизнес стал возможен после появления специальных пригодных для шеринга устройств, а именно самокатов, способных выдерживать высокие нагрузки, ехать в горку, держать запас хода до 60 км от одной зарядки.
Поясню. Мы говорим о полноценной взрослой модели электросамаката, способным без труда везти «тело» весом до 120 кг в горку.
Остановлюсь именно на шеринговых моделях и их главных особенностях и отличиях от обычных, так называемых гражданских самокатов, которые можно приобрести в любом большом магазине или Интернете.
Лидерами рынка по праву можно считать модели линийки Найнбот Макс Про с заводским индексом 2.2 и Электросамокат Ninebot KickScooter MAX PLUS SNSC 2.3
В сезоне 2023 появился еще Макс Плюс Икс – его индекс 2.4. Но эта модель из будущего, о ней расскажу как-нибудь в следующий раз.
Гражданские аналоги всего того, что перечислил – модели G30 и G30LP.
Самокаты для проката тяжелые, массивные, цельнометаллические, вандаллоустойчивые, ну и главное их отличие — это съемная батарея.
Это значит, что в процессе обслуживания Вашего парка не надо везти весь самокат на зарядку. Достаточно снять батарею – она находится в деке самоката, крышка которой открывается с сервисного приложения. Выглядит батарея в виде чемоданчика, её проще и легче поставить на зарядку, чем искать розетку для целого самоката.
Модель Макс Плюс отличается от версии Макс Про тем, что у неё подпружиненная передняя вилка – так называемый гидравлический амортизатор. Этот самокат чуть тяжелее. Его используют в шеринге Яндекс и Вуш. Он является флагманом и зарекомендовал себя как надежное транспортное средство.
Для того, чтобы самокат мог использоваться в шеринге его нужно снабдить так называемым IOT модулем. IoT – это международная аббревиатура – Internet of things, переводится как Интернет вещей — это концепция передачи данных между физическими объектами.
Айоты бывают 2G, бывают 4G. Это устройство, которое как бы общается с самокатом и приложением, передавая необходимые данные об уровне заряда батареи, о состоянии электромотора. Также айот передает всевозможные команды на самокат. Это технология успешно зарекомендовала себя и активно используется в автомобильном шеринге – так называемом кар шеринге.
Для самокатов мы используем и рекомендуем двух производителей айотов, это Телтоника, модель TST100 и второй производитель – лидер китайского рынка компания Омни.
Третий компонент для шеринга самокатов это программное обеспечение – софт. И тут есть три варианта развития событий:
Это самый затратный, но самый перспективный способ.
Найти толковых разработчиков, собрать их в команду, написать техническое задание, а дальше все это поддерживать собственными силами. Такая реализация по времени может занять от полугода до года.
Дело в том, что ряд компаний на этом рынке, уже масштабируются таким образом. И они с радостью будут готовы взять парк ваших самокатов под свои знамена. Тут тоже главное не ошибиться, так как франшиза франшизе рознь. Везде есть свои подводные камни и нюансы.
Воспользоваться White Label, уже готовым и адаптированным под вас решением. Вам натянут Ваш дизайн на уже существующую программу и предложат оплачивать фиксированную ставку с каждого транспортного средства, либо привяжут платеж к вашей выручке.
Зарядная инфраструктура. Отдельно хотелось бы остановиться на больном, а именно зарядной инфраструктуре. Самокаты нужно заряжать, и заряжать эффективно, не тратя на это много времени и сил. От этого зависит ваша выручка.
Эволюция шеринга движется таким образом, что в самом начале самокаты целиком возили на зарядку, что есть и было крайне неудобно.
Потом появились сменные аккумуляторы и уже их стали возить на зарядку. Стало чуть полегче.
Теперь же многие компании смотрят в сторону распределенной зарядной инфраструктуры. Это когда по городу расставлены зарядные шкафы — станции, на подземных парковках или еще где-то, внешне они напоминают вендинговые автоматы, способные заряжать до 40ка или 50ти сменных аккумуляторов от одной розетки 220В одновременно. Такие решения существуют и активно развиваются в Европе и Азии.
Мы тоже не отстаем. В России, есть производство зарядных станций- шкафов для электро-самокатов. И стоят они гораздо дешевле зарубежных аналогов. О них отдельно расскажу, если заинтересует.
Тут я бы не стал изобретать велосипед в прямом и переносном смысле и доверился бы профессионалам. На мировом рынке есть ряд общепризнанных лидеров. И это не обязательно Найнбот. Их и используйте. Опасайтесь всевозможных реплик и подделок. Помните, что контроллеры нелицензионных самокатов могут не работать с айотами. А значит ими невозможно управлять.
Стоимость самоката колеблется от 60 до 100 000 рублей. в зависимости от комплектации и опций. И тут надо внимательно считать экономику. Поэтому на этом месте многие предприниматели должны задуматься, как скоро окупится ваше транспортное средство.
Существует две концепции – самокат как элемент транспортной инфраструктуры, своего рода общественный транспорт и самокат как аттракцион – развлечение в закрытых или открытых локациях.
И та и та модель бизнеса имеет право на жизнь и прекрасно сосуществует совместно.
Приобретая самокат для шеринга, нужно забыть о заводской гарантии и гарантии продавца, так как на шеринговый вид транспорта она не распространяется.
Кроме того, как только Вы осуществили доработки, как-то установку IOt модуля или тросового противоугонного замка – с этого момент будет считаться, что вы вмешались в конструкцию транспортного средства, а следовательно лишились гарантии.
Также стоит помнить, что самокаты в количестве от 10 штук и более покупают по безналу на юридическое лицо, а это значит что ЗПП тоже не действует. Вместо него действует гражданский кодекс. Он определенным образом трактует взаимоотношения между продавцом и покупателем.
Производитель постарался, во всяком случае сделал все возможное, чтобы свести этот показатель к минимуму. Во-первых, не складываемая конструкция делает это ТС неудобным в домашней эксплуатации. Это все равно что угнать тележку из Ашана, а потом ездить на ней в соседнюю булочную.
IOT модуль – отдает ваши GPS координаты даже после полной разрядки основной батареи самоката. Ну и надо понимать, что все подозрительные аренды должны отслеживаться диспетчерами в режиме реального времени, а ПО настроено таким образом, что если райдер выезжает за зону разрешённую к прокату, то срабатывает уведомление, сигнализация, а при необходимости самокат и вовсе можно дистанционно заблокировать.
Ломается всё, что можно сломать. И тут не надо питать иллюзии, что вас обойдет сервисная часть стороной.
Я бы рекомендовал заложить минимум 2 процента от выручки в сезон на текущие ремонты.
Какие-то запчасти подходят от гражданских моделей, какие-то нет. У меня есть файлик с рекомендациями от производителя, котором перечислен весь список необходимых запчастей – от курка газа, до контролера и мотор-колеса.
Но есть и хорошая новость – самокаты достаточно крепкие, вандаллоустойчивые, поэтому в первый год, вы можете даже не поучаствовать дискомфорт от отсутствия запчастей. А что касается сменного АКБ так он вовсе начнет терять свои свойства только через пару лет активного использования.
Хайп – от шеринга электротраспорта спал. Теперь это вполне себе обычный бизнес, в котором много операционки. И только от вас зависит, будет ли он успешен.
Второе! С помощью айот устройств, можно шерить не только самокаты. Тут все ограничивается вашей фантазией и конечно же потребностью рынка.
Ну и третье, помните, что самые интересные бизнес проекты рождаются на стыке потребностей и ваших возможностей. Так что хорошенько подумайте, насколько это ваше.
Я же в свою очередь, готов оказать поддержку. Прежде чем ввязываться, обязательно разберитесь в финансовой модели. Посчитайте период окупаемости и оцените риски. Я готов вам в этом помочь. Обращайтесь.
ТОП 10+ лучших кикшеринг приложений под Москву в 2023
Кикшеринг заключается в краткосрочной аренде самокатов и электросамокатов. По сути, это некоторая разновидность каршеринга. Услуга особенно ценится среди современной молодежи, которой нужно срочно добраться до того или иного места в городе. Кикшеринг работает как с привязкой к станциям проката, так и бесстанционно, то есть через мобильное приложение. Мы собрали ТОП 10 лучших кикшеринг приложений под Москву в 2023 году. Вам останется лишь выбрать подходящее.
Whoosh являет собой круглосуточный сервис по аренде электросамокатов при помощи мобильного приложения. Чтобы воспользоваться услугой, достаточно установить программу на смартфон и пройти регистрацию. При этом, стоит учитывать, что управление электросамокатом допускается лишь до совершеннолетних лиц возрастом от 18 лет. При этом, на самокате может находиться лишь один человек.
На время поездки действует страховка, а потому пользователю не придется отвечать за страховые случаи. Сервис предлагает самокаты под разные требования – можно выбрать модели разной мощности: S, M или L. Приложение разработано таким образом, чтобы у пользователя не появилось вопросов, а поездки были безопасными и захватывающими.
- Стоимость аренды: 3-6 рублей в минуту
- Страховка: 35 рублей
- Количество возможных самокатов: до 3
- Быстрая регистрация в приложении всего в несколько кликов;
- Самокаты развивают скорость до 20 км/ч;
- Для поездок в темное время суток предусмотрен яркий фонарь;
- Одной зарядки достаточно для преодоления расстояния в 30 км;
- Электросамокат не нужно самостоятельно заряжать;
- Плохая техподдержка.
Это свежая платформа, с помощью которой можно забронировать электросамокаты в Хамовниках, Якиманке и Арбате. В ближайшем времени планируется добавить возможность брони внутри третьего транспортного кольца Москвы и еще нескольких районах. За услугу сервис требует 50 рублей – при этом, тариф составляет 6 рублей в минуту. Если пользователь является подписчиком «Яндекс.Плюс», он получит за первую поездку кэшбек в размере 100%. Правда, кэшбек будет начислен баллами.
Приложение предусматривает страховку и на время поездки: с этой целью пользователи принимают оферту и одобряют специальное соглашение. Парк сервиса включает в себя самокаты Ninebot Max Plus, одного заряда которых достаточно для 5 часов поездки, а максимальная скорость составляет 20 км/ч. Кроме того, у Яндекс Go имеется команда техников, контролирующих исправность транспорта.
- Парк: 4000
- Тариф: 6 рублей в минуту
- Стоимость аренды: 50 рублей
- Тщательный контроль чистоты электросамокатов;
- Новые модели электросамокатов с максимальной скоростью в 20 км/ч;
- Наличие кэшбека для подписчиков “Яндекс.Плюс”.
Основателем компании является предприниматель Андрей Колесник. Изначально сервис был рассчитан лишь на аренду автомобилей, но по причине убытков проект пришлось перезапустить и запустить аренду велосипедов и электросамокатов. В сервис было инвестировано 1,2 млрд рублей, а сама система оказалась доступна не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Сочи и еще 48 городах.
Парк Urent насчитывает порядка 40 тысяч электросамокатов. Для того, чтобы арендовать транспорт, нужно скачать приложение (оно предлагается в вариантах на iOS и Android), зарегистрироваться при помощи номера телефона и банковской карты, после чего найти на карте электросамокат и отсканировать QR-код на руле.
- Стоимость аренды: зависит от текущего уровня батареи и т.д.
- Бесплатный период: 90 секунд
- Количество возможных самокатов: до 5
- Максимальное время аренды: 12 часов
- Депозит: до 400 рублей
- Самокаты Ninebot развивают скорость до 25 км/ч и проезжают до 30 км на одном заряде;
- Можно арендовать до 5 электросамокатов на один аккаунт;
- Максимальное время аренды составляет 12 часов;
- Быстрая регистрация;
- Не самая лучшая техподдержка
Отличием данного приложения от прочих является возможность езды сразу двоих пассажиров на одном самокате. При этом, не придется переживать за получение штрафов. Для использования приложения достаточно пройти регистрацию при помощи номера телефона и банковской карты. Дальше система довольно стандартна: найти самокат, забронировать его и непосредственно воспользоваться. Передача электросамокатов в аренду допускается только лицам в возрасте от 18 лет.
Самокаты компании созданы специально для шеринга с учетом активной эксплуатации. Модели получили сменный аккумулятор и на замену требуется не более двух минут. Аппараты можно использовать круглосуточно.
- Стоимость аренды: 5 рублей в минуту
- Возможность ездить сразу двум на одном самокате;
- Усиленные самокаты с защитой от ударов и влаги;
- Допускается круглосуточное использование самокатов;
- Имеется сменный аккумулятор, на замену которого требуется всего две минуты;
- Хорошая техподдержка.
Сервис предлагает арендовать до трех электросамокатов одновременно на один аккаунт. Нужно лишь выбрать нужный транспорт и начать на нем поездку. Правда, для каждого самоката действует обязательный депозит, который блокируется в начале поездки. Тот, кто управляет аккаунтом, обязательно должен быть рядом с самокатом в момент его парковки.
В случае, если предполагается групповая поездка – ответственность за самокаты несет именно владелец аккаунта. Самокаты бронируются при помощи QR-кода, который также используется и для завершения аренды. Припарковать самокат по завершении его использования нужно в удобном месте и защелкнуть электро- магнитный замок.
- Стоимость аренды: 2 рубля в минуту
- Бесплатный период: 5 минут
- Депозит: 50 рублей
- Большой парк новых самокатов;
- Быстрая регистрация в приложении;
- Хорошая круглосуточная техническая поддержка клиентов;
- Доступная стоимость.
- Вес пользователя не должен превышать 100 кг.
Свою работу сервис начал в 2018 году. Самокаты доступны на городских велопарковках, откуда их можно заказать при помощи мобильного приложения. Однако по всей Москве ездить не получится – кататься на самокатах можно только в пределах Садового кольца. Пользоваться сервисом допускается всем в возрасте с 18 лет.
Цены в сервисе достаточно демократичные, а потому подходят большинству. Доступ к самокату предоставляется по QR-коду, а завершить аренду можно на любой городской велопарковке, нужно лишь пристегнуть электросамокат к конструкции. Компания использует электросамокаты Ninebot от Segway. Парк насчитывает 800 электросамокатов. Среди недостатков отмечается, что заряд самокатов полностью лежит на пользователях, а потому не стоит удивляться, если забронированная модель окажется разряженной.
- Парк: 800
- Стоимость аренды: 5 рублей в минуту или 300 рублей в час
- Депозит: 50 рублей
- Предлагается парк с самокатами высокого качества с современной электроникой;
- Можно разгоняться до больших скоростей благодаря плавному торможению;
- Довольно удобная сеть пунктов проката;
- Быстрая регистрация;
- Неплохая техподдержка;
- Движение лишь в пределах Садового кольца;
- Сервис не проверяет заряд арендуемых моделей, можно попасть на разряженный самокат.
Речь идет о платформе автоматического станционного проката электросамокатов и велосипедов. ДЛя того, чтобы пользователям не пришлось тратить время на поиски электрического самоката, достаточно открыть карту и на ближайшей станции арендовать заряженный и готовый к поездке транспорт. При этом, его даже не придется сканировать при помощи QR-кода, самокат разблокируется в одно касание.
Пользователю предлагается от одной до четырех моделей, правда на бронь доступно не более минуты. Приложение содержит все данные о поездке и с его помощью эту поездку можно и завершить. Полного заряда самокатов достаточно для преодоления расстояния в 30 км.
- Стоимость аренды: 195 рублей за час
- Бесплатный период: 1 минута
- Количество возможных самокатов: до 4
- Прокат работает круглосуточно;
- Отлично спроектированное меню – не нужно использовать QR-код;
- Хорошая служба поддержки;
- От 1 до 4 самокатов на один аккаунт.
Ecoway являет собой сервис по аренде электросамокатов и чтобы воспользоваться услугой, необходимо установить программу и пройти регистрацию по номеру телефона. Отмечается. что вес человека, управляющего электросамокатом Ecoway, не должен быть более 100 кг с учетом одежды и прочих аксессуаров.
Стоимость аренды напрямую зависит от выбранного тарифа. При этом, стоит помнить, что припарковать электросамокат можно только на парковке, отмеченной на карте приложения. Регистрация в приложении осуществляется по номеру телефона. Достаточно привязать банковскую карту к своему аккаунту, после чего можно арендовать любой самокат.
- Стоимость аренды: 5 рублей в минуту, 250 рублей в час
- Неплохая служба техподдержки;
- Возможность выбрать один из нескольких тарифов;
- Несколько сотен парковок.
- Вес пользователя не должен превышать 100 кг.
Сервис начал работу в 2015 году, а в 2018 году появился инвестор, который вложился в масштабирование сервиса. Компания осуществляет производство терминалов с самокатами и основной парк сервиса состоит из тысячи обычных самокатов, а не электрических.
Принцип работы системы довольно стандартен: необходимо скачать официальное приложение, выбрать подходящую станцию и забронировать самокат. Затем достаточно оплатить тариф и вернуть самокат на станцию в указанное время. Стоит отметить, что при невозврате самоката после 72 часов с момента получения, транспорт будет считаться утерянным, а пользователю будет предъявлен штраф в размере стоимости самоката.
- Парк: 1000
- Стоимость аренды: 2 рубля в минуту
- Количество возможных самокатов: до 3
- Интуитивно понятный интерфейс и быстрая работа приложения;
- Возможность бронировать и использовать сразу несколько самокатов с одного аккаунта;
- Доступная цена;
- Оптимальное расположение прокатных точек в парках Москвы;
- быстрая регистрация;
- Иногда попадаются самокаты не в лучшем состоянии.
Регистрация в приложении осуществляется стандартно, как и во всех других: при помощи ФИО, некоторых персональных данных. Однако придется потратить время на то, чтобы сделать фотографии первых двух страниц паспорта и страницы с местом прописки. Иногда сервис требует сделать селфи с паспортом. Все это требует слишком много времени, а потому не надейтесь на очень быструю регистрацию.
При этом, проходить верификацию нужно снова даже в том случае, если пользователь уже значится в системе Делимобиля. Забирать электросамокаты можно лишь на специальных станциях и только в присутствии сотрудника компании. Все точки забора транспорта фиксируются в приложении. Оплата за аренду принимается лишь в электронном виде.
- Парк: 1000
- Стоимость аренды: 5 рублей
- Депозит: 20 рублей
- Доступная стоимость аренды самоката;
- Быстрый разгон самоката;
- Самокат складывается, его легко транспортировать;
- Хорошо проработанный интерфейс;
- Не самые комфортные самокаты;
- Долгая регистрация.
Электросамокаты от данной компании довольно легкие и интересные. Они легко переносятся, комфортны в использовании. Регистрация в приложении довольно быстрая, буквально за пару минут – все, что нужно, указать номер телефона, электронную почту и прикрепить банковскую карту. Согласно договору, сервисом можно пользоваться всем, кто старше 18 лет, но документы во время регистрации не требуются.
Компания обладает небольшой зоной для передвижений, да и парк самокатов довольно скромный. Фиолетовыми точками отмечаются городские парковки, где можно оставить самокат. Пользователи отмечают неплохую службу поддержки при нестандартных обстоятельствах. За взятие электросамоката нужно заплатить сумму вне зависимости от времени, на которое транспорт будет арендоваться. Однако если пользователь возьмет сразу часовой тариф, эта оплата не взимается.
Обзор и сравнение 7 сервисов проката электросамокатов в Москве (2022 год)
Идея проката самокатов (особенно электросамокатов) в большом российском городе прижилась: пробки накладывают ограничения на автомобильное движение (и, как следствие, на каршеринг), а почти полное отсутствие велодорожек — на велопрокат. При этом электросамокаты, пока их использование еще не ограничили законодательно, вписываются в городской ландшафт идеально — темп передвижения почти такой же, как на велосипеде, но даже крутить педали не надо и можно ездить по пешеходным дорожкам. Да, это не всегда безопасно, и постепенно страх населения по отношению к этому виду электротранспорта растет: все-таки когда на скорости более 20 км/ч кто-то мчит по тротуару — возникают резонные вопросы. Но пока количество электросамокатов – как частных, так и общих – в крупных городах непрерывно растет.
В этой статье мы попробуем разобраться в сервисах проката электросамокатов, работающих в Москве. Время непрерывно расширяющегося «зоопарка» кикшеринговых (слово «kicksharing» образовано от «kickscooter sharing» — «шеринг самокатов») компаний закончилось. Рынок стабилизировался, и его большую часть заняли три крупных компании с самым большим парком самокатов и ареалом их обитания: Urent, Whoosh и «Яндекс Go». Но и мелкие фирмы еще остаются на рынке — правда, в формате более локальном, часто с привязкой к конкретному району или округу. Мы протестировали основные сервисы и рассказываем, что и как в Москве с самокатами. Впрочем, многие из перечисленных сервисов доступны и в других городах России.
⇡# Whoosh
Охват: все пространство внутри МКАД + Новая Москва + отдельные города Подмосковья.
Стоимость: 50 рублей старт + 7 рублей в минуту. Депозит — 500 рублей.
Самокаты: по большей части Xiaomi PRO и Ninebot Max Plus.
Дебютировав в 2019 году в отдельных районах Москвы, сеть Woosh разрослась уже до присутствия в 31 городе России, общее число самокатов — около 50 тысяч. В Москве, которая нас и интересует в рамках этой статьи, Woosh если не лидирует по их количеству, то точно находится в тройке наряду с «Яндекс.Go» и «Юрент».
Приложение у Woosh удобное, понятное, работает быстро: в нем можно как выбрать конкретный самокат (и посмотреть уровень его заряда — это базовая функциональность, присущая всем кикшерингам, дальше мы о ней упоминать не будем), так и бесплатно забронировать его на 10 минут. Тариф только один — 50 рублей за старт и от 6 до 8 рублей за минуту в зависимости от района и текущей скидки или, наоборот, наценки в периоды максимальной загруженности. Можно оформить подписку, которая убирает плату за старт, увеличивает бронь до 20 минут, позволяет менять разрядившийся самокат без доплат и так далее. Стоит подписка 199 рублей за 7 дней и 499 рублей за 30 дней. Брать и сдавать самокаты можно на специальных парковках.
Чтобы взять самокат, можно как выбрать его в приложении (и подать звуковой сигнал самому себе, чтобы не перепутать), так и просто навести камеру на QR-код на его руле. Раньше у Woosh была проблема с возвратом: для того чтобы сдать самокат, надо было найти его по Bluetooth вручную на своем смартфоне — и приходилось перебирать уйму вариантов подключенных к смартфону устройств. Я с такой проблемой не столкнулся — как минимум с iPhone самокат соединяется самостоятельно и отключается тоже сам.
Когда сдаешь самокат, надо закрыть замок, сфотографировать самокат и выслать фото в приложение. Самокаты порой немного потрепанные, но не могу сказать, что у других сервисов они сильно свежее — неизбежная особенность проката любой техники. Whoosh, как бы то ни было, явно обновляет парк — модели довольно свежие, Xiaomi Mijia m365, с которыми сервис начинал, уже заменены гораздо более мощными Xiaomi PRO и Ninebot Max Plus.
⇡# «Юрент»
Охват: все пространство внутри МКАД + Новая Москва + ряд городов Подмосковья.
Стоимость: 45 рублей старт + 5,5-9 рублей в минуту (в зависимости от района, тариф «Поминутный»), 300-700 рублей на час (в зависимости от района и времени), 1 000-1 500 за тариф «Пока не сядет». Проездной Daily позволяет за 590 рублей в день пользоваться самокатами неограниченно, но каждая поездка должна длиться не более 40 минут.
Самокаты: Ninebot Max Plus, Citybird T2.
Самый старый и распространенный в России сервис самокатов. Стартовав на юге России в 2018 году, теперь «Юрент» доступен более чем в 80 городах России — причем компания работает по франшизе, что позволяет расширять бизнес почти неограниченно.
Особенность сервиса — плавающая стоимость аренды самокатов: в каких-то местах в спокойное время можно покататься недорого, а в центре Москвы вечером придется заплатить в два раза больше за поминутную аренду. Также есть несколько дополнительных тарифов — для почасовой аренды и дневной «проездной». Можно даже взять самокат до тех пор, пока он не разрядится. Стоимость также плавает. Имеется подписка Plus, делающая старт аренды бесплатной, стоит она в данный момент 149 рублей за месяц. Также благодаря интеграции с МТС эта подписка будет стоить дешевле, если вы подписаны на пакет МТС Premium.
Парк самокатов самый обширный в России — но в Москве, по ощущениям, самокатов чуть меньше, чем у Whoosh и «Яндекса». Впрочем, ощущения могут быть ложными. Самокаты — в основном Ninebot Max Plus, как и у конкурентов, но можно нарваться на заметно менее мощные Citybird T2. Приложение работает более медленно, чем у Whoosh и «Яндекса», — порой заметно подтормаживает. Можно забронировать самокат дистанционно, можно выбрать его на месте, наведя камеру на QR-код. Сдавать самокаты можно в местах парковки — надо закрыть замок, сфотографировать самокат и выслать фото в приложение. По Bluetooth к смартфону самокат не привязывается.
⇡# «ЯндексGo»
Охват: все пространство внутри МКАД + Люберцы.
Стоимость: 50 рублей старт + 6 рублей в минуту (тариф «Поминутный»), фиксированная цена при поездке в указанную точку (тариф «Фикс»). Депозит — 500 рублей.
Самокаты: Ninebot Max Plus.
Свежий, но, пожалуй, самый масштабный (как минимум в Москве) сервис. Стартовав летом 2021-го в Хамовниках (собственно, возле офиса «Яндекса»), сейчас он расширился до всей Москвы и двух крупных городов в придачу (Санкт-Петербург, Краснодар).
Главный плюс прокатного сервиса «Яндекса» — в том, что не нужно качать отдельное приложение, кикшеринг прячется внутри «Яндекс Go» во вкладке «Самокаты». Да, конечно, существует много противников «приложений сразу для всего», но в данном случае это определенно удобно — не нужно дополнительно регистрироваться, вводить данные карточки и так далее. Просто нашли самокат на карте, подошли к нему, навели смартфон на QR-код, выбрали тариф — и вперед.
Самокатов в Москве очень много — не могу сказать, больше или меньше, чем у Whoosh или Urent, но точно сравнимое количество. Есть во всех районах Москвы. Брать и оставлять их надо в специальных местах парковки, как и Whoosh с Urent, – оборудованы специальные зоны. Чтобы сдать самокат, надо закрыть замок, сфотографировать самокат и выслать фото в приложение. Bluetooth никак не задействован. Для подписчиков «Яндекс.Плюс» предусмотрены дополнительные опции: бесплатный старт, бесплатная пауза в поездке (без этого можно оставить самокат за собой «на паузе», но по обычной цене — 6 рублей в минуту), 10% кешбэка баллами.
⇡# MATUR.City
Охват: северо-запад Москвы + Химки, Красногорск, Новогорск.
Стоимость: от 0 до 70 рублей старт + от 1 до 8 рублей в минуту. Депозит — 100 рублей.
Самокаты: Ninebot Max Pro, Ninebot Max Plus.
Компания, работающая исключительно по франшизе и занимающаяся разными сервисами проката (от автомобилей до строительных инструментов). Самокаты в данный момент представлены в Уфе, Сочи, Адлере, Ростове и Москве. В Москве при этом сервис представлен очень локально — только на северо-западе (Тушино, Митино) и в ближнем Подмосковье в том же регионе (Красногорск, Химки, Новогорск).
Приложение совсем простое, опций по тарифам нет, зато стоит, как правило, совсем недорого, депозит небольшой (впрочем, у «Яндекса» его совсем нет). Главный плюс самокатов MATUR.City – их можно оставлять не на специальных парковках (они вообще не оборудованы), а в предназначенных для этого зонах, что намного удобнее. И закрывать замок, как ни странно, необязательно, достаточно сфотографировать оставленный самокат в приложении.
Самокаты свежие и достаточно мощные, с этим у MATUR.City проблем нет.
⇡# Lite
Охват: юг Москвы + отдельные регионы Новой Москвы.
Стоимость: 50 рублей старт + 5-7 рублей в минуту. Депозит — 300 рублей.
Самокаты: Ninebot Max Pro, Ninebot Max Plus.
Сервис, «отпочковавшийся» от каршеринга YouDrive еще в 2018 году, так и не стал по-настоящему серьезным конкурентом Whoosh и «Юрент» – охват очень небольшой (немного в Москве + Сочи и Красная поляна).
Lite, словно соответствуя своему названию, предоставляет весьма «легкий» набор услуг: стандартный поминутный тариф с ожидаемыми расценками (не ниже, чем у конкурентов, в отличие от другого локального сервиса MATUR.City), отсутствие каких-то интересных подписок — можно разве что кидать деньги на счет, чтобы не платить каждый раз с карты.
Приложение — пожалуй, худшее из всех, с которыми нам пришлось столкнуться во время подготовки материала: работает очень медленно, сильно подтормаживает и перегружает смартфон (он перегревается). Зато есть приятная опция в плане самих самокатов — их можно оставлять в любом месте прокатной зоны, а не только на специальных парковках.
⇡# E-Motion
Охват: ВДНХ, Одинцово, Пушкино, Сокольники.
Стоимость: 0 рублей старт + 3-6 рублей в минуту.
Очень своеобразный сервис родом из Крыма, который присутствует в Москве вроде в самых разных местах, но при этом везде мало самокатов — найти доступный непросто. Особенность сервиса в том, что самокаты оставляются не просто на парковке, а на точках зарядки, так что, как правило, если вы все же нашли самокат E-Motion, он заряжен не менее чем на 75%. По сравнению с разряженными порой едва ли не в ноль «вушами», «юрентами» и «яндекс-самокатами» — неплохой бонус.
Еще один бонус — отсутствие платы за старт. Минута при этом стоит от 3 до 6 рублей. Действительно недорого. Приложение быстрое и достаточно удобное — отметим, что все доступные самокаты можно вывести списком, а не искать на карте (но зачем?). Вариаций по тарифам нет.
⇡# Ecoway
Охват: юго-восток Москвы (Нагатино, Коломенское).
Стоимость: 0 рублей старт + 5 рублей в минуту или несколько «Проездных» (130 рублей за 30 минут, 200 рублей за 45 минут, 250 рублей за 1 час). Депозит — 500 рублей.
Самокаты: модель не уточняется.
Сервис, про который почти невозможно найти подробную информацию — ни выяснить модель самокатов (больше всего похожи на Xiaomi Mijia M365), ни узнать историю компании. Сайт сделан в 2018 году — но тогда ли Ecoway начал свою деятельность? Где еще представлены самокаты компании, кроме как в одном районе Москвы (на карте найти больше нигде не удалось)?
По своей же сути Ecoway больше всего походит на MATUR.City – локальная представленность, отсутствие платы за старт, невысокая поминутная стоимость. Самокаты не очень мощные, парковать их надо в специальных местах, а не бросать где угодно в пределах прокатной зоны. Приложение быстрое, не в пример Lite, но, скажем так, минималистичное. Если вы живете и/или работаете в Нагатинском районе — вполне нормальный вариант. Но вдвоем на самокате не прокатишься — нагрузка ограничена 100 килограммами.
⇡# Eleven
Стоимость: 50 рублей старт + 6 рублей в минуту.
Белорусский сервис проката самокатов, запущенный в Минске в 2019 году и локально вышедший на российский рынок: самокаты этой компании можно найти в Краснодаре, Адлере, Санкт-Петербурге и в Сколково. Так что технически можно отнести его к доступным в Москве кикшерингам.
Самое интересное у Eleven – это сами электросамокаты, фирменной конструкции: со съемными батареями, что позволяет быстрее их обслуживать, надувными колесами и с мощными электромоторами. Самокаты действительно отличные — жаль, что так мало распространены.
Сам сервис вполне стандартный: приложение понятное и быстрое, вариаций по тарифам нет (поминутная тарификация + 3 минуты за простой самоката, если вы хотите его зарезервировать), зато есть возможность групповых поездок по специальным ценам и подписка, убирающая плату за каждый старт, — от 79 рублей в день до 499 рублей в месяц. И да, самокаты можно оставлять не у точек парковки, а где угодно в зоне проката.
⇡# «Бумеранг»
Охват: Зеленоград, санаторий «Энергия».
Стоимость: 75 рублей старт + 6 рублей в минуту или 300 рублей в час.
Еще одна локальная компания, представленная в Московском регионе исключительно в Зеленограде и в районе санатория «Энергия». Ее роднит с другими «замкадниками», Eleven, также использование самокатов собственной конструкции — тоже со съемными емкими батареями, но со стальным корпусом.
Приложение не предлагает разнообразных опций или подписок — все предельно просто: карта с расположенными на ней самокатами. Можно искать себе самокат так, можно подойти и считать QR-код. Тарифа два — поминутный (совсем недешевый, у «Бумеранга» самая высокая стоимость старта) или почасовой (час стоит 300 рублей). Оставлять самокат нужно в специально обозначенных парковочных зонах. Можно было бы назвать «Бумеранг» лучшим (и единственным) способом покататься на электросамокате в Зеленограде, но в этом городе также представлены Whoosh и «Юрент».
Как выбрать электросамокат для шеринга?
Шеринг электросамокатов напоминает популярный каршеринг, но предметом аренды выступает не автомобиль, а самокат. Сервис востребованный, особенно в крупных городах. Он позволяет без проблем добраться до нужной точки города, минуя пробки, загруженные и не самые удобные дороги. Кроме того, можно забыть об общественном транспорте, который передвигается медленно, по неподходящим обычно маршрутам. Шеринг электросамокатов позволяет забыть о таких неудобствах, начинать передвигаться с комфортом, в короткие сроки.
Какие электросамокаты выбрать для шеринга
Сервис ориентирован на разные возрастные группы, но обычно – это молодежь, которой нужно максимально быстро передвигаться по городу, минуя пробки и не пользуясь не самым удобным общественным транспортом. С учетом основной группы клиентов подбирается электротранспорт, это компактные, простые в управлении самокаты, передвигающиеся с безопасной скоростью и не требующие специального обслуживания. Взять их можно в пределах выбранной зоны доступа, на карте в мобильном приложении найти свободные ТС по ближайшему адресу. Оплата проводится через мобильное приложение, что облегчает клиенту работу с сервисом и привлекает большее число клиентов.
Чтобы сервис по шерингу приносил прибыль, надо правильно подойти к выбору самокатов. Для этого учитываются такие критерии, как:
- характеристики и емкость аккумулятора;
- диаметр колеса, тип покрышек и особенности использования (для асфальта, сложных дорожных покрытий);
- мощность, характеристики установленного мотор-колеса;
- наличие трекера для отслеживания передвижения электросамоката;
- наличие защиты от вандалов, хищения транспортного средства, возможность снятия отдельных комплектующих.
Аккумуляторная батарея одной из ключевых деталей, обеспечивает питание всех электронных компонентов. От емкости зависит запас хода самоката, количество перезарядок, рабочий ресурс. Обслуживание аккумулятора несложное, но надо предусмотреть замену батарей в течение дня или сбор самокатов с привозом на базу. Для шеринга выбирают вариант со съемными аккумулятора, то есть сотрудники шеринговой компании при окончании уровня заряда (он отслеживается через специальное приложение) объезжают стоянки и меняют аккумуляторы на заряженные, готовые к работе. установка зарядных станций в крупных городах позволяет частично решить вопрос с ТО, исключить необходимость траты на топливо при доставке транспортных средств в гараж и обратно. Но обычно шеринговые конторы предпочитают выездное обслуживание с заменой АКБ.
Диаметр установленного колеса на самокате влияет на эксплуатационные свойства самоката. Для города выбирают устройства с малыми значениями, этого достаточно для комфортного передвижения. Диаметр от 12 дюймов для стандартной эксплуатации не нужен, чаще закупают эектросамокаты с колесами на 8-10 дюймов.
При подборе внимание нужно уделить типу шин. Для города подходят литые, устойчивые к порезам и проколам. Они обеспечивают быстрый набор скорости, удобное передвижение по бетону или асфальту. Протектор в этом случае имеет стандартный дорожный рисунок, удерживающий устройство на дорожном покрытии и отводящий воды из-под колес. Агрессивный протектор с выраженными, крупными блоками и ламелями рекомендуется для внедорожников, передвижения по плохими дорогам, грунту, песку. Обычно подобные модели закупают для аренды в условиях пригорода, поездок в сложных условиях.
GPS Tracker используется обеспечения безопасности и контроля. Установка трекера позволяет отслеживать расположение отдельных самокатов, запланировать, где они востребованы и переместить в данную зону те устройства, которые стоят без дела в других районах. Делает это оперативно, при помощи мобильного приложения, которым пользуются операторы компании. GPS Tracker применяется в качестве одного из средств защиты от кражи. Предотвратить хищение он не может, но позволяет определить передвижение электросамоката. Это облегчает поиск транспортного средства. при закупке рекомендуется выбирать модели, где GPS Tracker уже установлен. Но также подобное оборудование можно заказать отдельно, установить на все самокаты, входящие в шеринговый парк.
Электромотор должен иметь мощность, достаточную для комфортного, безопасного передвижения по городу. Обычно это значение в 350Вт, иногда – до 600 Вт, что позволяет использовать режим до 20-25 км в час. Скорость средняя, она безопасна для всех участников движения. Если закупленные электротранспортные средства могут развивать большую скорость, можно поставить дополнительные ограничительные блоки. Такие самокаты можно использовать для улиц, скверов, парков и других пешеходных зон без риска стать причиной травм райдера и окружающих.
Дополнительно следует предпринять действия, направленные для исключения рисков кражи, повреждения конструкции. Обычно шеринговые ТС оснащаются антивандальными болтами, которые нельзя быстро снять – нужен специальный инструмент. У вора на это времени нет, он сразу оставит попытки скрутить колеса, руль, аккумуляторы или двигательный блок. К таким же системам защиты относятся замки, блокировочные узлы для тормоза или мотора, цепи. Назначение подобных устройств – защита от пуска электродвигателя, перехода за пределы разрешенной зоны, воровства.
При закупке ТС рекомендуется учитывать и другие факторы. К ним относятся простота техобслуживания, быстрота зарядки, качество сборки корпуса. Чем прочнее будет каркас, тем дольше прослужить ТС, не требуя ремонта, срочного восстановления или полной замены.