Нужно ли пользоваться «ручником» на машине с коробкой-автоматом
Пользоваться или нет «ручником» на машине с «автоматом» среди автовладельцев считается вопросом чуть ли не теоретическим. Ведь режим «паркинг» на АКП фактически дублирует его функции. Портал «АвтоВзгляд» разобрался, так ли это на самом деле.
Многие автовладельцы, всю жизнь отъездивших на машинах с автоматическими трансмиссиями, отродясь не пользовались стояночным тормозом, полагаясь на стоянке исключительно на режим «Паркинг». Получается, что все автопроизводители мира — поголовно идиоты. Однако это не значит, что на таких машинах он не нужен. Разберемся, что такое «паркинг» в АКП. Это шестеренка, связанная с выходным валом «коробки», и механизм со штырьком, который может входить между ее зубьями и стопорить ее вращение. Этот механизм, ка мы понимаем, приводится в движение с помощью селектора АКП в салоне машины.
Таким образом, переведя его в положение «Р», мы заставляем «штырек» застопорить шестерню в коробке. Стояночный тормоз, или «ручник», тормозит непосредственно колеса машины, зажимая тормозные колодки. Уже исходя из этих знаний понятно, что «ручник» гораздо надежней удерживает машину. Из этого факта совсем не следует вывод, что «паркинг» — ерунда, а «ручник» — наше все. Если машина стоит на поверхности, без существенного уклона, чтобы удержать ее на месте, бывает вообще не нужно прилагать дополнительных усилий. Хоть на «нейтрали» оставляй, сил трения качения более чем достаточно. В подобных условиях «ручник» действительно не нужен и вполне можно ограничиться «паркингом».
Тем более, что вышеупомянутая шестерня и «штырь» в АКП находятся под пренебрежимо малыми нагрузками. Совершенно иная ситуация складывается, когда машину паркуют на уклоне. Если в этом случае ограничиться «паркингом» и не пользоваться «ручником», вес машины, стремящейся скатиться вниз, будет удерживаться лишь механизмом в АКП. То есть, все время стоянки машины на систему шестеренка-стопор будет действовать немалая сила. Вряд ли это пойдет на пользу механизму КП. Логика подсказывает, что на заметном уклоне машину все же стоит ставить на «ручник». Да и в руководствах по эксплуатации к машинам автопроизводители рекомендуют пользоваться «ручником».
Причем последовательность при парковке должна быть следующей: нажал на тормоз, затем затянул «ручник» и только после этого перевел селектор КП в положение «паркинг». Соответственно, при трогании с места последовательность такая: нажимаем на педаль тормоза, снимаемся с «ручника», переводим «коробку» в положение «D», отпускаем тормоз и едем. Таким образом мы приходим к выводу, что при стоянке на ровной поверхности машину вполне можно оставлять на «паркинге», без «ручника». А в случае парковки на уклоне «ручник» обязателен. Все так. Но, надо признать, не существует достоверных подтверждений, что «автоматы» на машинах разных марок выходят из строя именно из-за стоянок в режиме «Р»…
Ручник на машине с автоматом — ответы на все волнующие вопросы
Автоматическая коробка передач максимально упрощает управление автомобилем: не нужно использовать педаль сцепления, скорости переключаются автоматически, есть режим парковки для блокировки колес. Стояночную тормозную систему в машинах с АКПП водители практически не используют, а зря. Ручник на автомате имеет большое значение, так как его эксплуатация предохраняет коробку передач от поломок.
Зачем ручник на автоматической коробке переключения передач
Коробка автомат отличается от механической более сложным устройством, но при этом она удобнее при эксплуатации как на трассе, так и в городе. Одним из главных преимуществ автомата стал режим парковки. При установке режима Р рычаг внутри узла стопорит зубчатую шестеренку, колеса блокируются, машина остается на месте.
Но эта функция имеет существенный минус при стоянке авто на уклоне. Даже небольшой склон из-за естественных физических законов создает ситуацию, при которой рычаг зажимается шестеренкой. Чем круче уклон – тем сильнее давление на рычаг. На склоне опустить ручник проще, чем передвигать селектор автомата.
При попытке переключить передачу автомата селектор «сопротивляется» и не сдвигается с места. Перемещать рукоять рычага переключения передач водителю приходится с усилием. Возникает риск обрыва тросика или поломки АКПП.
Зачем нужен на машинах с коробкой автомат ручник:
- стоянка на склоне – для предотвращения заклинивания внутреннего устройства узла;
- блокировка 4 колес при неблагоприятных погодных условиях и скользком покрытии парковки;
- для аварийного торможения.
На скользком покрытии блокировка 2 колес в режиме парковки не может полностью обеспечить устойчивость машины. Возникает риск скольжения, а поднятый ручник снижает риск срыва машины с тормоза.
Интересный факт! Название «ручник» народное. Его располагали под рукой, чтобы в случае аварийной ситуации быстро дернуть вверх. Но сегодня ручную тормозную систему на машинах активируют не только привычные рычаги, но и ножные педали или клавиши на панели управления.
Рычаг управления ручным тормозом
Устройство и принцип работы стояночного тормоза
Основная функция ручника – аварийное торможение. Его используют в тех случаях, когда основные тормозные системы отказывают, либо не могут остановить транспортное средство. Устройство стояночного тормоза состоит из тросика, подведенного рычагу или педали, и 2 тросов, ведущих к тормозному механизму колес. При подъеме ручника происходит натяжение тросиков. Концы, соединенные с тормозным механизмом колес, приходят в движение, блокируя вращение колес.
Различают 3 основных устройства механизма ручника:
- Механический – простой и надежный. Натяжные тросики приводит в движение рукоять или педаль.
- Гидравлический – система приводится в действие при помощи передачи давления через тормозную жидкость.
- Электронный – за его работу отвечает электродвигатель, редуктор с ременной передачей и сам тормоз.
Устройство стояночного тормоза
Современные машины с коробкой автомат все чаще отказываются от механического ручника в пользу более современных и многофункциональных устройств – гидравлического или электронного. Они имеют более сложную конструкцию и менее надежны в случае возникновения аварийной ситуации. Но более удобны как устройства дополнительного торможения на склонах, скользких участках или во время движения.
Факт: любители дрифта на автомате выбирают гидравлическую систему для ручника из-за возможности контролировать резкость торможения.
Гидравлический ручник Электроручник
Эксплуатация ручного тормоза автомобиля
По статистике, многие водители машин с коробкой автомат практически не используют ручник, что в корне неверно. Каждый механик скажет – если механизм не работает, то постепенно начинает ржаветь и в конце концов разрушится. По этой причине ручником на автомате пользоваться необходимо.
Эксплуатация стояночной тормозной системы на автоматах имеет свои особенности, выполнение которых упрощает управление. Ручник играет важную роль для правильной парковки на уклоне, а также для безопасного спуска или подъема.
Ставить ли на ручник автомат на ровной поверхности
На ровной поверхности ставить машину на ручник не обязательно. Достаточно перевести селектор в режим парковки и заглушить машину. Но есть один нюанс – если местность ровная и при эксплуатации автомобиля владельцу не приходится сталкиваться со склонами, то механизм стояночного тормоза практически бездействует.
Для поддержания его работоспособности следует время от времени использовать ручник для парковки машины, не смотря на уровень уклона поверхности.
Как пользоваться на горке и заметном уклоне
При управлении машиной с коробкой автомат владельцы иногда сталкиваются с такой проблемой как заклинивание селектора, растяжение тросиков или необходимость прикладывать большое усилие для переключения режима при выходе из паркинга. Это связано с особенностью работы АКПП.
При включении режима паркинга внутри трансмиссии в действие приводится блокиратор выходного вала – рычаг на шестерне входного вала опускается между зубьями, не давая валу проворачиваться. Если в момент парковки машина находится на склоне, то происходит перераспределение нагрузки на механизм.
Другими словами, масса автомобиля начинает давить на шестерни и вал, в результате чего рычаг находится в зажатом состоянии. При попытке переключить селектор, водитель сталкивается с необходимостью применять большую мускульную силу. Для того чтобы предотвратить ранний износ механизма на склонах нужно использовать ручник.
Селектор АКПП
Пошаговая парковка на склоне с использованием ручника:
- Остановить машину.
- Нажать на педаль тормоза.
- Активировать ручник.
- Поставить селектор в положение паркинг.
Для того чтобы тронуться, шаги повторяют в обратном порядке.
При автозапуске
Прогресс обеспечил водителей возможностью в холодную зиму садиться в уже теплую прогретую машину. Автозапуском последних поколений авто можно управлять даже со смартфона или электронных часов. Но существует один нюанс – удаленный запуск может работать, только если владелец не забыл поставить селектор в нейтраль на МКПП или в режим паркинга для автомата.
Для стоянки на склоне режим паркинга может привести к быстрому износу механизма автомата. По этой причине возникает вопрос – можно ли использовать автозапуск при постановке на ручник машины с АКПП. Ответ – можно, и даже необходимо, но только с постановкой авто в режим паркинга.
Важно – перед тем как перевести селектор для движения, опускайте ручник.
Совместное использование стояночного тормоза с положением парковки предотвратит незапланированное движение и позволит включать автозапуск.
В режиме паркинг
При данном режиме использование стояночного тормоза необходимо в таких случаях:
- остановка машины не склоне;
- стоянка на скользкой поверхности (влага или гололед).
Коробка автомат прослужит дольше, если не пренебрегать ручником.
Аварийное торможение
Ручник в первую очередь предназначен для предотвращения аварий. Мифы о том, что на современных машинах с автоматом стояночный тормоз не работает при движении, выдуманы. Для того чтобы затормозить во время движения, необходимо знать некоторые особенности работы разных типов тормозных механизмов:
- механический рычаг – поднять можно в любое время привычным способом, как на МКПП;
- педаль – нажимается один раз, если не сработала, необходимо держать пока не сработает система;
- кнопка – однократное нажатие на скорости не задействует тормоза, необходимо зажать кнопку на длительное время.
Если же электронная система не подает сигнал из-за обрыва проводов, то ручной тормоз задействовать не получится.
Предупредить столкновение или опасную ситуацию можно прокачав систему, для подключения второго контура или для того, чтобы машина начала тормозить двигателем.
Можно ли дергать ручник зимой на АКПП
Вопрос о том, можно ли ставить машину на ручник зимой актуален из-за возможного обледенения колодок. При езде по воде или слякоти колодки покрываются влагой и после постановки на ручник примерзают. Исключить подобную ситуацию можно, поработав тормозами перед остановкой.
Как снять машину с ручника
Периодическая езда на ручнике приводит к поломкам трансмиссии, а ремонт коробки автомат стоит не дешево. Перед поездкой не стоит забывать снять стояночный тормоз. Делают это следующим образом:
- нажать на педаль тормоза;
- снять ручник;
- перевести селектор в режим движения.
Удерживая педаль тормоза, водитель не дает машине скатиться с уклона или начать движение.
Как правильно трогаться на АКПП с ручником
После остановки машины с использованием ручного тормоза, перед началом движения нужно убрать ручник, удерживая педаль тормоза, затем включить положение Drive или задний ход. Если на авто установлен стандартный рычаг, то его опускают, зажав кнопку фиксатора.
Достоинства и недостатки ручного тормоза на коробке автомат приведены в таблице.
Достоинства | Недостатки |
Использование различные видов механизмов | Сложный алгоритм включения для парковки |
Надежность стоянки машины на уклонах и скользком покрытии | Непривычный способ управления |
Возможность установки системы автозапуск для коробки автомат |
Как проверить ручник
Работающий ручник – залог безопасности. Для проверки есть простой способ – активировать стояночный тормоз на небольшой скорости на ровной площадке. Для испытания лучше выбрать бетонную или асфальтированную площадку, трасса для этой цели не подойдет.
Нажатие на педаль или кнопку тормоза должно спровоцировать немедленную остановку машины. Если тормозной путь длинный, то необходимо найти причину неисправности. Вовремя проведенный ремонт и обслуживание обеспечат безотказную работу механизма.
Совет: резкое выдергивание ручника на высокой скорости приводит к заносу машины и потере управления.
Когда ручник может не сработать
Механизм ручника может не сработать из-за поломок механизма или из-за наледи зимой. Наиболее частые причины отказа работы:
При возникновении любой из перечисленных причин может возникнуть ситуация, когда на скорости машина не остановится.
Общие последствия езды на ручнике автомобиля оборудованного АКПП
Хоть раз в жизни на ручнике ездил каждый водитель машины с автоматом. По собственному опыту, забыв снять машину со стояночного тормоза чувствуется затруднение движения, авто не тянет, ощущение будто что-то держит. В такой ситуации важно сразу проверить опущен ли тормоз. Новички не всегда замечают проблему или не обращают на нее внимания, не учитывая, что будет, если продолжать движение на активированном ручнике.
Езда на машине с включенным стояночным тормозом имеет такие неприятные последствия:
В итоге, если ехать на ручнике постоянно, то это приведет к серьезным тратам на ремонт и замене деталей ходовой части, тормозной системы, двигателя и коробки автомат.
Ручник на машине с коробкой автомат выполняет те же задачи, что и на механике. Режим парковки не является надежным способом остановки и стоянки на склонах и скользких покрытиях. По этим причинам важно периодически проверять работу ручного тормоза и чаще использовать для предотвращения поломок. Исправный ручник обязательно поможет в случае отказа основной тормозной системы при аварийной ситуации.
Наверное, больше мифов, чем о коробке автомат, было создано только о вариаторе. Ручник неожиданно вызвал множество невероятных историй от его полной бесполезности, до невозможности использования на скорости, что не может не вызвать сомнения – может есть в них зерно истины? Как вы считаете? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Нужно ли ставить на ручник автомобиль с коробкой-автомат?
Автоматическая коробка – один из наиболее популярных типов трансмиссии. Она избавляет водителя от постоянных манипуляций с педалью сцепления и рычагом переключения, позволяет раскрыть потенциал двигателя. Для исключения поломки, однако, нужно соблюдать некоторые инструкции. Например, нужно знать, как правильно использовать ручник на автомате, чтобы эксплуатация не была сопряжена с чрезмерными нагрузками. Какие рекомендации дают опытные водители? Какие ошибки следует исключить?
Нужно ли ставить ручник на автомате?
Ответ на вопрос, нужно ли ставить машину автомат на ручник, может быть только положительным. Даже если автомобиль паркуется на ровном асфальте, без уклона, следует активировать стояночный тормоз. Только так можно исключить его дальнейшие смещения под внешней нагрузкой, соблюсти все правила, требования безопасности.
На некоторых моделях даже предусмотрена своеобразная защита от забывчивости. Невозможно выставить АКПП в режим “P”, если предварительно не задействован стояночный тормоз. Более того, дополнительно может заблокироваться и замок зажигания, владелец просто не сможет извлечь из него ключ.
Чем отличается режим “P” от ручного тормоза?
На машине автомат ставить на ручник необходимо для того, чтобы исключить даже минимальные смещения авто, принцип действия механизмов различен. Если активировать режим “P” без тормоза, выйти наружу и толкнуть транспортное средство, удастся заметить ощутимые смещения. Да, далеко оно не уедет, за исключением ситуаций парковки на горке. С ручником, однако, выраженность таких смещений окажется минимальной.
Функция режима “P” – блокировка шестеренок трансмиссии, что исключает их вращение, благодаря чему техника остается на месте. Ручной тормоз же задействует колодки, прижимает их к дискам, что делает невозможным вращение колес. Это куда более эффективно, надежно и безопасно.
Чем опасно не ставить автомобиль на ручник?
Из-за того, что и только в режиме “P” транспортное средство оказывается надежно зафиксированным на месте, у некоторых водителей складывается впечатление, что не нужно ставить автомат на ручник. Это серьезная ошибка, сопряженная со множеством негативных явлений:
- Увеличение нагрузки на компоненты АКПП. Как уже было сказано, принцип действия режима “P” заключается в блокировке вращения трансмиссионных шестеренок. Если техника припаркована даже на небольшой горке, то вся ее масса начинает давить на элементы, ведь вращение колес не заблокировано. Конечно, шестерни выполнены из прочного металла, так что сразу поломка не случится, но регулярное пренебрежение стояночным тормозом приведет к необходимости ремонта. С учетом того, что трансмиссия – один из самых дорогих компонентов транспортного средства, обойдется он в огромную сумму.
- Риск повреждения АКПП во время ДТП. Столкновения с припаркованными у обочины машинами – не редкость. При отсутствии активации ручника, значительная часть ударной нагрузки придется на трансмиссию, шестерни деформирует или даже вырвет, а такие повреждения не удастся решить даже ремонтом, потребуется полная замена коробки. С учетом таких последствий, вопрос, нужен ли ручник на автомате выглядит странным, механизм реально выручит в критической ситуации.
- Повышенный риск угона. Ручной тормоз блокирует колеса, прижатые колодки не дают им вращаться, так что угон буксировкой становится, по сути, невозможен, без крана-манипулятора, эвакуатора не обойтись. Далеко не каждые злоумышленники решатся на такое.
В общем, неудивительно, что производители обозначают в эксплуатационных инструкциях, как пользоваться ручником на автомате. Это крайне важный и полезный элемент конструкции транспортного средства.
Как правильно ставить авто с АКПП на ручник?
Чтобы в полной мере ощутить преимущества механизма, необходимо знать, как правильно ставить ручник на автомате. Официальные инструкции, советы опытных автомобилистов говорят, что лучше всего придерживаться следующего алгоритма действий:
- Остановка транспортного средства, дальнейшее удерживание тормозной педали.
- Активация ручника.
- Активация режима “P” на трансмиссии, снятие ноги с тормозной педали.
Подобная последовательность оптимальна, исключены посторонние нагрузки на шестерни и другие компоненты трансмиссии. Следовать инструкции нужно и при снятии блокировки:
- Полный выжим педали тормоза.
- Снятие блокировки с ручника.
- Активация необходимого в конкретный момент режима движения, будь то обычный “D” или задний ход.
Полезные советы и рекомендации
Из всего сказанного выше вполне понятно, зачем нужен ручник на автомате. Да, его включение требует некоторых дополнительных действий, многие водители банально ленятся выполнять их, но нужно выработать соответствующую привычку, каждый раз активировать механизм. Постепенно все будет выполняться рефлекторно, все движения окажутся столь же естественными, как переключение передач или нажатия на педаль тормоза. Главный совет тут – не лениться.
Отдельно нужно сказать о том, ставят ли автомат на ручник в зимнее время. Основная причина – изменение погодных условий, снижение температуры воздуха. Если автомобиль будет оставлен надолго, имеет место температурный перепад, днем была оттепель, а вечером – мороз, то существует вероятность примерзания колодок к дискам. Вполне вероятно, что рациональнее отказаться от ручного тормоза, однако, прежде нужно убедиться, что транспортное средство находится в полной безопасности, припарковано на ровной поверхности, в идеале – на оборудованной площадке или специальном комплексе.
Если автомобиль пришлось оставить на обочине, то стоит найти место, где есть бордюр, выставить колеса так, чтобы при случайном движении автомобиль проехал несколько сантиметров и уперся в него, остановился. Самый крайний случай – использование специальных башмаков, как на железной дороге, подпоров для колес.
Нужно ли пользоваться «ручником» на машине с «автоматом»?
Автоматические коробки автомобилей имеют режим паркинга P, который, как кажется многим водителям, может дублировать стояночный тормоз. Так ли это на самом деле?
Как «автомат» удерживает машину на паркинге?
Парковочный режим многих автоматических коробок имеет прямую механическую связь с автоматической коробкой. Привод перемещает специальный кронштейн с коромыслом, на конце которого стоит фиксатор. Этот механизм запирает вал коробки, где имеется колесо с прорезями, похожее на шестерню. При попадании фиксатора в паз происходит жесткое его зацепление — вал не может вращаться.
Эти запирающие зубья могут держать относительно невысокие нагрузки. Если превысить усилие, то запирающий механизм может проскакивать и срезать края запирающей фиксатора и зубья шестерни.
К примеру, если водитель передвинет селектор «автомата» в парковочный режим на скорости, то, помимо резкого торможения, будет раздаваться громкий скрежет. Это коромысло перескакивает по зубьям и хрустит, теряя часть металла. В коробке остается мелкая стружка, которая представляет опасность для трущихся механизмов. В худшем случае зуб фиксатора может обломиться и остаться внутри трансмиссии.
Примерно такая же ситуация, но в гораздо меньшем масштабе происходит и при ежедневной парковке. После 10−15 лет эксплуатации, когда усталостные деформации достигают критической величины, зуб фиксатора может отвалиться даже при небольшой нагрузке.
Если забыть затянуть «ручник», то масса стоящей под уклон машины напирает на зубья вала и вызывает в них внутренние напряжения, которые действуют в течение многих часов стоянки. Особенно опасно, когда машина висит на зубьях неделями или месяцами во время стоянки на склоне. Для новой машины это не страшно, а вот для автомобилей с большими пробегами подобные испытания не всегда заканчиваются хорошо. Фиксатор ломается в самый неожиданный момент, и машина рискует покатиться вниз.
Как правильно парковать автомобиль с «автоматом»?
Во время постановки автоматической коробки на «паркинг» важно убрать избыточную нагрузку с автоматической трансмиссии. Для этого перед включением режима «P» необходимо затягивать ручной тормоз. Алгоритм выглядит следующим образом. Сначала водитель останавливает машину и, не отпуская педали тормоза, дергает ручник на себя. В этом случае автомобиль распределяет нагрузку на тормозные механизмы и диски. Затем, когда транспортное средство надежно зафиксировано, можно отпускать педаль тормоза и устанавливать селектор автомата в режим «P».