Основные отличия между литыми, коваными и штампованными дисками
Как известно, диски бывают легкосплавными и стальными. Легкосплавные диски – это все виды литых и кованых дисков. Традиционно они изготавливаются из лёгких алюминиевых сплавов, что сразу ставит их на ступень выше своих стальных аналогов. Ведь вес дисков прямым образом влияет на неподрессоренную массу автомобиля, а она в свою очередь является важнейшим параметром, отвечающим за ходовые характеристики автомобиля.
Чем меньше вес – тем лучше динамика и меньше расход топлива, ведь двигателю банально проще вращать облегченные колеса. Да и управление автомобилем на таких дисках становится более предсказуемым.
Помимо явных достоинств в виде красивого дизайна и меньшего веса, легкосплавные диски обладают и еще одним не очевидным плюсом, а именно обладают более открытым по сравнению со стальными «штампами» обликом, который обеспечивает эффективное охлаждение суппортов естественными воздушными потоками и увеличивает их долговечность.
Штампы Штампованные диски – самые недорогие и, пожалуй, самые универсальные из всех типов дисков. Стоимость их относительно невысока, а технология изготовления позволяет производить диски практически любого типоразмера. «Штампами» оснащают большинство бюджетных автомобилей в начальных комплектациях и практически все грузовые автомобили.
Практичность – вот главный девиз тех, кто предпочитает «штампы» более дорогим аналогам, ведь при необходимости их можно недорого отремонтировать без потери прочностных характеристик. Они легко правятся в ближайшей шиномонтажке, а при желании можно поменять диск на новый без длительных поисков и без особого ущерба для кошелька, чего точно не скажешь про легкосплавные аналоги.
Однако, «штампы» самые тяжелые, так как изготавливаются из обычной прокатной стали. Кроме того, штампованные диски довольно быстро ржавеют и теряют первоначальный лоск быстрее своих «конкурентов».
Технология изготовления Штампованный диск состоит из двух основных частей: тарелки и обода. Технология производства штампов включает в себя несколько этапов:




Главные достоинства штампованных дисков Относительная простота производства Невысокая стоимость Ремонтопригодность Можно устанавливать на любой автомобиль
Недостатки Быстро ржавеют Самые тяжелые среди аналогов Внешний вид
Литье Как ясно из названия, литые диски, производятся методом горячего литья в формы, где практически и формируется их законченный внешний вид. Главный недостаток литых дисков кроется в физике процесса их изготовления. В процессе горячего литья, в толще металла неизбежно образуются микропустоты, которые в будущем влияют на прочность диска.
Кристаллическая решетка металла при таком методе оказывается недостаточно равномерной и в процессе эксплуатации диск после даже незначительных ударов может треснуть. Ремонтировать «литье» – себе дороже. Так как изначальную прочность восстановленному диску уже никогда не вернуть.
В борьбе с образованием микропустот производители применяют различные современные методы, такие как литье под низким давлением, рафинирование металла при заливке и рентгенографию готовых изделий для выявления внутренних дефектов.
Технология изготовления Сначала горячий алюминий разливают в специальные формы, после чего изделия остужают. Затем диски обрабатывают на высокоточных станках, убирая все неровности и облой, высверливают все необходимые отверстия, а затем подвергают диски шлифовке. На последнем этапе диски отправляют на покраску, чтобы придать им законченный вид.
(источник: YouTube)
Достоинства литых дисков
Минусы Неоднородная структура металла Низкие показатели прочности
Кованые диски Самые легкие и прочные, безусловно, – кованые диски. Технология их производства позволяет сделать обод диска тоньше при сохранении прочностных характеристик. Но почему кованые диски намного дороже литых и в чем их главное отличие от «литья»?
Технология изготовления Изготавливают кованые диски методом объемной горячей штамповки. На первом этапе длинные цилиндрические заготовки нарезают на болванки, каждой из которых в будущем суждено стать высокотехнологичным продуктом.
Болванки разогревают в печах до температуры свыше 500°С для придания металлу необходимой степени пластичности.
Следующий этап – горячая штамповка. Разогретые заготовки отправляют под пресс, где их постепенно превращают в подобие лепешки. За счет такой деформации структура металла становится более однородной, а кристаллическая решетка многократно упрочняется.
Затем лепешки снова нагревают, чтобы впоследствии снова изменить их облик под прессом и превратить их в подобие кастрюли, уже более напоминающей профиль будущего диска.
(источник: YouTube)
После этого на прессе меняют насадку, чтобы придать кастрюлям более законченный вид. На этом этапе у дисков появляется необходимая форму закраин и хампов. Заготовки снова отправляют в печь, а затем подвергают быстрому охлаждению. Диски закаливают и подвергают отпуску для снятия внутренних напряжений в металле.
Следующий этап – механическая обработка. На высокоточных координатных станках с помощью заложенной программы с дисков убираются все излишки, а затем придают им заданный дизайн, фрезеруют спицы и высверливают крепежные и центральные отверстия.
Плюсы кованых дисков: Повышенная прочность и жесткость Внешний вид Сбалансированность Ковка самая легкая среди аналогов
Недостатки: Высокая стоимость Большое количество этапов на производстве
Заключение Так какие же диски выбрать? Отвечая на этот вопрос, каждый водитель должен хорошо понимать какие качества он в первую очередь ожидает от дисков. Если это невысокая цена и неприхотливость в эксплуатации на плохих дорогах и в ремонте, то стоит присмотреться к штампам. Они энергоемкие, защищают вашу подвеску от пробоев и легко подвергаются правке в случае повреждения.
Если же на первом месте для вас стоит презентабельный внешний вид, скорость и комфорт при вождении, то ваш однозначный выбор – кованые диски. Ну а если вы готовы пойти на компромисс, тогда ваша золотая середина – литые диски. Среди многообразия вы точно подберете себе хорошее «литье» практически на любой вкус и кошелек.
Также напоминаем, что вы всегда можете задать нам интересующие вопросы на сайте или в нашей группе в ВК! А для экономии вашего времени – у нас предусмотрен удобный поиск по названию и фильтр товаров.
Как делают штампованные (стальные) диски. Плюс подробное видео
Как то я уже писал про то — как делают литые диски, можете почитать и посмотреть, познавательно. Но иногда задают вопросы именно о штампованных дисках, как делают их? И почему они так распространены в нашей стране. Я подумал – «а почему бы и нет», напишу статью, плюс будет подробное видео процесса изготовления. Будет интересно, так что читайте дальше …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
Штампованные диски действительно сейчас самый популярный тип, ведь их ставят на бюджетные комплектации практически всех автомобилей. Также они практически на 90% покрывают рынок коммерческого транспорта, то есть их устанавливают на грузовики, большие или малые автобусы и т.д.
Почему они так популярны?
Так чем же объясняется такой спрос? Все просто – ЭТО ЦЕНА, они самые дешевые из всех типов дисков для автомобилей, если сравнить их с кованными или литыми, то цена будет ниже от 2 до 5 раз. Поэтому их так массово ставят на бюджетные комплектации автомобилей.
Также они достаточно прочны и эластичны. Если литой или кованный диск, при больших нагрузках (большой вес в кузове автомобиля или влетели в глубокую яму), просто могут сломаться, что очень опасно на скорости. То этот диск просто помнется и его затем можно относительно легко восстановить, просто «прокатываем» в шиномонтаже и катаемся дальше.
Конечно, они не обладают красотой, я бы даже сказал наоборот, они совсем не красивы. Но скажем на грузовике или большом автобусе, не до красоты.
Из чего изготавливают?
Основной материал – это специальная эластичная, но прочная сталь. Однако точно вам никто не скажет, все каждый производитель держит в секрете марки сталей или их смеси.
Как я уже писал выше, большими плюсами является то, что эта сталь является относительно эластичным материалом. Но минусы, здесь тоже очевидны:
- Она ржавеет
- Она тяжелее, чем сплавы литых или кованых дисков
- Хуже подвержена балансировки
- Не эстетичный внешний вид
Собственно это все минусы, но основные как я считаю – ржавчина и вес.
Как изготавливают?
Сейчас процесс производства по максимуму автоматизирован, из-за этого не такая большая стоимость.
Штампованный диск делают из двух основных заготовок – это «тарелка» и «обод» (некоторые называют «цилиндр»).
«Тарелка» делается из круглого листа стали, специальным прессом в ней продавливаются ребра жесткости и отверстия которые служат для охлаждения диска. Дальше сверлятся отверстия для болтов или шпилек, а также отрезается все лишнее с обода диска. Стоит отметить тарелка, практически никогда не делается плоской, она всегда сделана с использованием ребер жесткости, так выдерживаемый вес и запас прочности намного выше.
Обод (или цилиндр) – производят из плоского и длинного листа стали. Он отрезается по размеру и при помощи специальных валов гнется в круг. Затем место стыка сваривают и отрезают сварной шов таким образом – чтобы не было шероховатости, то есть обод был ровный со всех сторон.
После этого уже сваренный цилиндр, попадает под пресс, где его сдавливают и он уже практически принимает нужную форму. Вообще прессов может быть до трех – четырех, каждый придает нужные изгибы и формы. После этого отрезаются все лишние выступающие детали и и обод шлифуется.
Затем основной этап – соединение «тарелки» и «обода». Тарелка кладется внутрь и цилиндр нагревают горелкой снаружи, после чего она «проваливается» в специальное место крепления.
Чтобы ее зафиксировать, горелкой сваривают тарелку и обод, затем шов обрабатывают, таким образом, получаем почти законченный продукт.
Остается только просверлить отверстия для ниппеля, и специальной коррозиеустойчивой краской покрасить диск.
Стальные диски – как делаются, преимущества и недостатки, как выбрать
Колесо – одна из ключевых частей транспортного средства. Оно приводит автомобиль в движение, принимает на себя вес машины. Составные части колеса – шина и колёсный диск. Последний является основой колеса, на него одевается покрышка. Диск может быть сделан из разных металлов, один из них – сталь. В статье раскрываются все аспекты стальных дисков.
Что такое?
Sailun Atrezzo Elite Sailun Atrezzo Eco Arivo Premio Arzero
На повреждённых участках стальные диски ржавеют довольно быстро. Однако степень возникновения коррозии разнится в зависимости от глубины повреждения детали. Если повреждения неглубокие, риск ржавления невелик. Однако большие повреждения дают сильное окисление. Последний тип имеет место во время обслуживания в шиномонтаже, первого использования поставленного диска или ударах диска о поверхность.
Даже малый участок коррозии способен поразить весь диск. Для предотвращения этого необходимо сделать следующее:
- Очистить ржавый участок до металла.
- Нанести на участок фосфатирующий грунт.
- Покрыть деталь краской.
Второй способ реставрации:
- Очистить дефектный участок корщеткой или наждачной бумагой.
- Нанести растворитель № 646 или 647. Так обрабатываемая поверхность обезжирится.
- Нанести на дефект аэрозольный эпоксидный грунт в один слой.
- Покрыть деталь двумя слоями краски.
Полная регенерация
Это можно попробовать сделать, если деталь имеет значительные повреждения.
- Элемент проходит пескоструйную обработку в соответствующем аппарате. Чтобы во время обработки элемент не повредился, можно отрегулировать скорость.
- Покрытие обода антикоррозийным раствором.
- Шлифовка с целью удаления дефектов.
- Окрашивание. Поочерёдно наносятся порошковое покрытие и электростатическая краска.
- Помещение элемента в печь с температурой в 180 градусов Цельсия. В этих условиях нанесённая краска твердеет. Покрытие детали прозрачным лаком при необходимости.
Расширение
Расширить деталь можно для возможности установки шин большей ширины для улучшения сцепления с дорогой. Также широкий диск визуально улучшит спортивный или классический автомобиль.
Процедуру следует проводить поэтапно. Начинать надо с 1 дюйма, затем выдерживать интервал в 0,5 дюйма. Оканчивается расширение обработкой кромки.
Как выбрать?
Как и любая другая деталь, диск для колеса выбирается по техническим характеристикам автомобиля. Различают следующие параметры этой детали:
- Диаметр.
- Ширина обода.
- Диаметр центрального отверстия.
- Вылет колеса.
- Хампы.
- Число монтажных отверстий, диаметр их размещения.
Эти показатели можно посмотреть на ободе или руководстве по эксплуатации автомобиля.
Диаметр
Монтажные размеры диска, измеряемые по уровню полок. Может составлять от 10 до 22 дюймов. Самые частые размеры – от 13 до 16 дюймов. Обозначение диаметра – R.
Ширина обода
Ширина должна быть меньше размеров покрышки на 25 — 30%. При неправильном подборе ширины ухудшатся ездовые качества авто. На ободе диаметр обозначается буквой J.
Диск диаметром до 14 дюймов может отклоняться от необходимой ширины до 1 дюйма. Деталь больше 15 дюймов может не совпадать с требуемым значением ширины до 1,5 дюйма.
Вылет
Положение обода относительно колёсной арки авто. Внешняя часть детали может быть утоплен или выдаваться из арки. Вылет измеряется в миллиметрах. Каждый автомобиль обладает собственным значением вылета. Автолюбитель должен поставить деталь со значением вылета, отклонение которого не превышает 5 мм от номинального.
Количество и диаметр крепёжных отверстий
Этот параметр обозначается аббревиатурой PCD. Он должен быть строго соблюдён, иначе диск просто не получится установить на ступицу.
Диаметр центрального отверстия
Величина посадочного места фланца, имеет обозначение DIO. Выбирается в строгом соответствии с размером ступицы или немного больше. В последнем случае диск нужно ставить с проставочными кольцами.
Хампы
Кольцевые выступы или подкаты для удержания бескамерных шин. Благодаря этому элементу воздух из покрышек этого типа не выходит. Обозначение хампов – H2.
Неправильный подбор диска влечёт следующие последствия для автовладельца:
Колесные диски – плюсы и минусы
Автомобильная промышленность развивается постоянно. Если постоянные улучшения происходят с ключевыми агрегатами — двигателем, трансмиссией, то что говорить о колесных дисках. Еще несколько десятилетий назад такого их разнообразия на авторынке не было, а сегодня существуют разные варианты. Они отличаются способом изготовления и материалами. Среди основных видов можно выделить штампованные, литые, кованые и, относительно недавно появившиеся, составные.
Штампованные существуют на рынке уже давно, цена на них наиболее дешевая, при этом они отличаются самым большим весом. Все остальные варианты называют легкосплавными дисками, их стоимость дороже, но и вес значительно меньше. Еще один немаловажный фактор — дизайн, здесь первенствуют литые диски. По прочности на первом месте идут кованые. По цене первое место занимают составные диски. Рассмотрим каждый из видов отдельно и определим их плюсы и минусы.
Штампованные (стальные) диски
Давно известно, что производители устанавливают стальные диски на бюджетные варианты своих автомобилей, поскольку это наиболее простой и дешевый способ. Соответственно и стоимость машины заметно ниже своих аналогов. Производятся «штамповки» из стали и, как видно из названия, их попросту штампуют.
- невысокая стоимость;
- отличная прочность;
- хорошая ремонтнопригодность.
Последний фактор особенно важен при постоянной эксплуатации автомобиля в условиях бездорожья. Штампованные диски ломаются редко, их можно погнуть, но также и выпрямить, вернув прежнюю форму.
- большой вес;
- нет разнообразия дизайнов;
- низкое сопротивление коррозии.
Аксиома — чем больше весит автомобиль, тем больше топлива он расходует, «штамповки» как раз утяжеляют машину. Хуже становится управляемость автомашины, снижается ее динамика, детали ходовой части приходится менять раньше, и сразу станет понятно, что среди дисков этот вариант малоприемлем. Все вместе недостатки в конечном итоге оказывают влияние на удобство вождения водителя и комфорт его пассажиров.
Дизайн играет не последнюю роль. Если посмотреть на наши дороги, то довольно часто можно увидеть окрашенные стальные диски, или же владельцы авто их попросту закрывают пластмассовыми колпаками. Есть исключения: на некоторых автомобилях Opel можно увидеть оригинальные пятиспицевые «штамповки» и дорогие колпаки, они хорошо имитируют литье. Но чаще всего стальные диски выглядят как под копирку.
Литые (легкосплавные) диски
При продаже данный вид дисков часто обозначается английским словом cast, что и есть в переводе «литье». Сегодня это самый распространенный вариант дисков, их производят практически везде. На рынке можно встретить легкосплавные диски от малоизвестных производителей, они самые дешевые и сравнимы в цене с дорогими штампованными дисками. Есть средние по стоимости и «массовые» от известных брендов и дорогостоящие для автомобилей премиум-класса. Кроме того, есть самые дорогие, которые выполняются по индивидуальным заказам для тюнингованных автомобилей.
В процессе производства литых дисков используют сплав алюминия в разных видах, иногда титановый или магниевый сплав, но это уже дорогостоящие версии. В самом названии «литой диск» заложен способ его производства, — сначала в определенную форму заливается сплав того или иного металла. После этому материалу дают время на остывание, извлекают из формы, и затем обрабатывают механическим образом.
Но это самая простая технология, есть и другие, более совершенные. Легкосплавные диски могут изготавливаться под давлением. Сплав алюминия не просто заливают в специальную форму, но подвергают его определенному давлению. В таких условиях достигается меньшая пористость. После остывания у конечного материала производителям удается добиться определенной мелкозернистой структуры. Диск становится намного прочнее.
Другой вариант называется «flow forming» (в дословном переводе — поточное формирование). Происходит это так: берется горячая заготовка и затем на ней происходит механическая раскатка обода. При помощи этой технологии достигается высокая прочность диска и одновременно снижается его масса. Все очень похоже на изготовление кованого диска. Главный минус заключается в высокой стоимости такого «литья», оно наиболее дорогое в своем сегменте.
- малый вес;
- высокая прочность;
- вариативность дизайна.
Недостатки штампованных дисков здесь превращаются в достоинства. Небольшой вес автоматически снижает расход топлива, делает лучше разгон автомашины и ее управляемость, уменьшается нагрузка на подвеску. В итоге водитель едет с повышенным комфортом.
Если автовладелец с штампованными дисками идет на разные ухищрения, чтобы улучшить внешний вид своей машины, то в данном случае дизайн и размер можно выбрать на свое усмотрение и на любой вариант авто. Производитель может учесть все индивидуальные требования и пожелания.
- невысокая ремонтопригодность;
- при повреждении дисков ухудшается внешний вид;
- могут стать причиной повреждения подвески и шин.
В отличие от штампованных дисков литые не гнутся. Если в первом случае диску можно вернуть прежнюю форму, то «литье» просто раскалывается. Особенно опасны случаи, когда колесо с литым диском попадает в яму. Диск может сразу не расколоться, но раз за разом накапливать небольшие трещины. И вот тогда любой последующий удар может стать критичным для диска, и хорошо если это произойдет на небольшой скорости и не станет причиной куда больших негативных последствий.
Литые диски в ряде ситуаций могут привести к выходу из строя некоторых деталей подвески и повредить шины. При попадании колеса в яму штампованный диск сминается, частично удар на себя принимает сам диск, остальное идет на подвеску, а вот с литым вариантом всю энергию принимает ходовая часть автомашины. В случае раскола острый край легкосплавного диска в буквальном смысле может разорвать шину.
Кованые диски
Данный вариант дисков обозначают forged («кованый»), это менее распространенный вариант. Отличается от других видов высокой прочностью и легким весом. Кованые диски, как правило, ставят на серийные автомобили с высокой мощностью, а также на спортивные автомашины. Кованые диски всегда можно встретить в автоспорте. Пользуется ковка популярностью и различных индивидуальных проектах при тюнинге.
Существует два варианта изготовления кованых дисков. В одном берется разогретая цельная заготовка, штампуется и впоследствии обрабатывается механически. В качестве таких болванок используется чаще всего алюминиевый или какие-то другие сплавы. В другом используется технология вырезания диска из болванки на специальном станке. В этом случае диск получается менее прочным, чем в первом, но все равно в этом компоненте превосходит литой диск.
Именно второй способ предполагает изготовление дисков по индивидуальным заказам, с необычными дизайнерскими решениями, для лимитированных серий автомобилей и т.п. К тому же кованые диски для спортивных автомашин готовят только методом штампования с использованием высокого давления. Способ придаст алюминиевому сплаву наиболее высокую прочность.
- наиболее высокая прочность среди всех видов;
- наиболее меньший вес;
- выдерживают высокие нагрузки.
Даже несмотря на более высокую сложность изготовления производители могут создавать разные варианты кованых дисков, хотя число моделей авто, на которые их можно установить ограничено.
- сложный процесс изготовления;
- невысокая дизайнерская вариативность;
- высокая цена;
- низкая ремонтопригодность.
В некоторых случаях кованые диски могут точно так же расколоться как литые, в других всего лишь погнуться как штампованные. При этом нагрузки могут выдержать даже выше, чем их высококачественные литые собратья.
Составные (разборные) диски
Разборные диски обозначают 2-piece или 3-piece. Кроме того, можно найти названия «комбинированные» или «сборные». Если все три предыдущих вида были цельными, то данный вид сборная конструкция из двух или трех частей. Чаще всего такие диски используют для тюнинга автомашин.
Из каких же частей состоят такие диски? Первая — центральная, которая изготовлена методом литья и представляет собой спицы и ступицу. То есть этой части можно придать любую форму в соответствии с пожеланием заказчика. Вторая часть — обод, чаще всего он кованый, очень прочный и соединяется с центральной частью при помощи титановых болтов.
- легкая и прочная конструкция;
- высокая ремонтопригодность (составные части можно заменить);
- вариативность дизайна.
- высокая цена;
- сложный процесс изготовления.
Стоимость — основной недостаток сборных дисков, зачастую она выше, нежели самая качественная ковка. Впрочем, при такой сложности производства и эксклюзивном подходе цена не может быть низкой. Если вдруг вам попадаются дешевые варианты таких дисков, будьте уверены, что это низкосортная подделка.
Мы упомянули две части разборного диска, но бывает и три. В таком случае с центральной частью ничего не происходит, она не меняется, а вот у обода может быть две составных, — внутренняя и внешняя. Благодаря такой конструкции производитель может свободно оперировать различными вариантами ширины обода, вылетом, глубиной полки. В таком виде дисков можно менять части по своему усмотрению, и колеса будут выглядеть совершенно иначе, а с ними и внешний облик автомашины. Данный вид диска своеобразный конструктор.
Остальные виды дисков
Мы рассмотрели с вами основные виды дисков, которые занимают примерно 98 процентов всего автомобильного рынка. Остальные два процента приходятся на такие редкие варианты, как спицованные колеса. Предназначены они главным образом для автомобилей ретро и других транспортных средств.
На суперкары устанавливают композитные диски (к другим материалам тут добавляется пластик и карбон). Для эксклюзивных проектов используются кастом-диски. Все эти варианты не входят в категорию массового производства, которую мы рассмотрели.